Развитие фонематического слуха у детей с ОНР.
консультация по логопедии на тему

Развитие фонематическогослуха у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха к детей с ОНР.

На протяжении дошкольного детства у ребенка постепенно формируются те фонематические различения, которые необходимы ему для нормального речевого общения и для обучения грамоте. Однако осознание языковой стороны речи - специальная задача, без решения которой невозможно полноценное овладение речью и обучение грамоте.

К концу дошкольного возраста ребенок приобретает обширные навыки в звуковой действительности языка:

  • он правильно слышит каждую фонему
  • не смешивает ее с другими фонемами
  • овладевает связной речью
  • чистым произношением.

Но этого недостаточно для перехода к обучению грамоте.

Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова:

  • слышать каждый отдельный звук в слове
  • четко отделять его от рядом стоящего
  • знать, из каких звуков состоит данное слово.

Только такие умения могут явиться предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.

             Ряд игровых заданий для развития фонематического слуха и восприятия.

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слов

а с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами.

Королевство кривых зеркал

Взрослый предлагает ребенку отправиться в королевство, в котором все жители говорят «перевернутыми» наоборот словами, например ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.

Юные поэты

Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:

В норке жили – были мышки,

А на столе лежали пышки.

И т. д. Можно двустишия записать и оформить в виде книжки.

Зашифрованные  слова

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, можно использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. Взрослый предлагает ребенку набор букв. Составив слово из данных букв, ребенок узнает об ожидаемом его сладком сюрпризе. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно. Кроме развития фонематического анализа, данное задание закрепляет навык чтения. Усложнить задание можно предложив составить из букв не одно слово, а целое предложение.

Пирамида

Эта игра требует предварительной подготовки. На листе ватмана нарисовать пирамиду.

Взрослый подбирает картинки предметов, состоящих из трех, четырех, пяти звуков. Количество картинок соответствует количеству  ячеек на ступени пирамиды. На первую ступень взрослый предлагает поместить картинки, название которых состоит из трех звуков, на вторую ступень – из четырех, на третью – из пяти.  Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, состоящие из определенного количества звуков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Можно попросить назвать «соседей» заданного звука.

Спортсмены

Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода):  А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.

На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....