Картотека игр и физминуток «Играя, двигаемся, произносим, запоминаем»
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В картотеке представлены физминутки и игры разных авторов, основанные на движениях, сочетаемых с речью. Материал систематизирован согласно лексико-тематическому планированию и удобен в использовании учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoeka_igraya_dvigaemsya_proiznosim_zapominaem.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и физминуток
«Играя, двигаемся, произносим, запоминаем»
Материал систематизировала:
учитель-логопед
МБДОУ № 12
г.Красноярска
Прозорова Мария Валерьевна
Осень
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Огород. Овощи
Как-то серенький козёл, (Указательные пальцы выпрямлены, приставлены ко лбу. Идем вперед)
В огород поесть зашёл,
Посмотрел по сторонам. (Поворачиваемся то в одну сторону, то в другую сторону.)
Есть еда и здесь, и там
Под копытами – трава, (топаем ногой, опускаем подбородок)
А над головой – листва. (Поднимаем подбородок)
Наклонись - капусту кушай (Наклоняемся)
А вверху – большие груши (Встаем на носочки тянемся)
Сзади огурцы растут, (Поворачиваемся назад)
Впереди кусты цветут (Возвращаемся обратно)
Слева - молодой лучок, (Полуобороты, вправо-влево)
Справа - вкусный кабачок.
Козлик крутится на месте
И пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал. (Дети садятся на стульчики)
Сад. Фрукты
Мы вчера в саду гуляли, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Лес. Грибы. Ягоды.
Дети в лес грибной пошли (дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу»)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой. (загибают или разгибают пальцы на руках, рассказывая, что они сделали с гибами)
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два - грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
Перелётные птицы
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Поздняя осень
Ветер северный подул: (поднимаем руки вверх, выполняем
«С-с-сс», все листья маятникообразные движения руками)
С липы сдул…
Полетели, закружились
И на землю опустились. (присели на корточки)
Дождик стал по ним стучать: (Постучать пальцами)
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил, (встали, затопали ногами)
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад)
Одеялом их накрыл. (сомкнуть руки над головой)
Одежда
Вот заходит Мойдодыр, ходьба на месте
У меня с ним только мир. сжимают одну ладонь другой.
Рубашка чистая висит руки поднять вперёд и опустить
вниз
И майка впереди зашита. сгибают правую руку в локте и
имитируют шитьё иголкой.
Он пальцем больше не грозит, грозят пальцем, повороты голо-
вой в стороны
Что пальто на месте не висит. руки поднимают вверх и опускают
вниз
Шорты, брюки и халат загибают по очереди пальцы
В шкафу на вешалке висят. поднимают руки и опускают вниз.
Сарафан, костюм, жилет- поочерёдно загибают пальцы
Чище в гардеробе нет. голову поднимают вверх, повороты
головы в стороны
Обувь
Мы на полки обувь ставим, поднимают поочерёдно руки
вверх
А потом её считаем: сгибают пальцы по порядку
Сапоги, кроссовки, туфли,
Шлёпанцы, сандалии в кухне,
Босоножки, кеды, боты
И высокие ботфорты,
Валенки, лапти, калоши,
Их выпачкивать не гоже. повороты головы в стороны.
Посчитай, скажи ответ, руки согнуты в локтях, руки
перед грудью, пальцы раздвинуты
Игрушки
Неваляшка, посмотри,(ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Хоть куда её нагни (наклоны в стороны по 3 раза)
Встанет снова прямо (затем вперед, назад – 3 раза)
Так она упряма. (медленный темп)
Закружилась юла, завертелась.
Слишком быстро не крутись,
Хватит, все, остановись. (ноги вместе, руки на поясе, покружиться сначала в одну сторону, затем – в другую)
А веселый звонкий мяч
Снова он помчался вскачь. (ноги расставлены, руки на поясе, прыжки на месте – быстрый темп)
Кукла Катя вдруг пошла,
Тянет ручки к нам она.
Говорит: «Пора играть,
Я устала вас тут ждать.(шагаем, тянем руки с наклоном, хлопаем в ладоши и опять тянем руки с наклоном)
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят,
Два медведя, Буратино
И веселый Чиполлино.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать. (руки вверху, разжимаем и сжимаем пальцы, стучим кулачками друг об друга, пересчитываем пальцы и хлопки впереди и за спиной)
Посуда
Вот большой стеклянный чайник. | Дети надули животик, |
Зима. Зимующие птицы
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим.
Два поймаем.
Три уроним
И сломаем.
Домашние животные
«М у – у - у»,- коровушка мычит, кисти рук приставить к голове,
выдвинув указательные пальцы,
наклоны головой в стороны
Слепней, мошек отгоняя.
«Гав – гав - гав»,- залаял пёс, руки назад, соединить кисти,
подняв ладони вверх
Выше хвост свой поднимая
«Мяу-мяу»,- кошка плачет, руки перед грудью,
движения вперёд – назад
Мышку в норку загоняя,
«Ме – е –е - е»,- заблеяла коза, руки согнуть в локтях, вытянуть
указательный палец и мизинец,
выдвигая одновременно руки
«Забодаю, забодаю». вперёд
Кошка
Вот окошко распахнулось, (руки развести в стороны)
Вышла кошка на карниз: (имитация мягкой грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз)
Посмотрела кошка вверх. (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Вот налево повернулась, (повернуть голову к левому плечу)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову к правому плечу)
Потянулась, улыбнулась (потянулись, улыбнулись)
И уселась на карниз. (сесть на свои места)
Хомячок
Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)
Дикие животные
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
Новый год
«Ёлочка»
Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами.
Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи).
Мебель
Стул и стол, диван, комод - | Загибаем пальцы, перечисляя мебель. |
Мебелью зовет народ! | Показать ладошки. |
Шкаф наш служит для того, | Развести руки в стороны. |
Чтобы класть туда белье! | Руки, согнутые в локтях перед грудью |
| |
Для чего нужна кровать? | Руки развести в стороны. |
Чтоб удобно было спать! | Ладони сложить и под щеку. |
Мебель создает уют | Руки на поясе, повороты с полуприседаниями |
| |
И на даче, в доме, тут! | Развести руки в стороны. |
Транспорт
Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево).
Профессии. Швея
Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой –
воображаемая игла.
Пальцу больно, пальцу колко, Игла «шьет» и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
А наперсток в тот же миг Делают такое движение, будто надевают
К девочке на пальчик прыг! наперсток
Говорит иголке: «Шей! Вновь «шьют»
А колоться ты не смей!» Грозят указательным пальчиком правой
руки.
Наша армия. Профессии
На одной ноге постой-ка, Дети стоят на правой ноге.
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри — не упади.
А теперь постой на левой, Стоят на левой ноге.
Если ты солдатик смелый.
Раз, два — дружно в ногу. Шагают.
Три, четыре — тверже шаг.
Стройка. Профессии на стройке
Раз-два-три, раз-два-три – Дети хлопают в ладоши
Строим, строим этажи. Стучат кулачком по кулачку.
Вот этаж Руки на коленях, приседают.
За этажом Руки на поясе, встают ровно.
Вырастает новый дом. Руки вверх, тянутся на носках.
Весна
На-на-на – к нам идёт весна. Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают.
Но-но-но – на улице тепло. На слоги – хлопки, на слова – руки вверх.
Ну-ну-ну – встречаем мы весну. На слоги – хлопки, на слова выпрямляют руки вперёд.
Ны-ны-ны – долго не было весны. На слоги – хлопки, на слова – наклоны в стороны, руки на поясе.
Да-да-да, хороша весна! Шагают на слоги, и на слова.
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Руки кругом, потягивания в стороны)
Побежал в саду ручей,
(Бег на месте.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Комнатные растения
НА ОКОШКЕ В ГОРШОЧКАХ
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. | Дети сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе Соединяют ладошки над головой Раскрывают ладошки-бутоны. |
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Указать пальчиком ладошку и сморщиться)
Не подушка для иголок,
(сложение ладошки под щечку)
И не ежик, и не елка,
(сложить ладошки, растопырить пальцы, «нарисовать» елку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
Водный мир. Рыбы
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (плывут руками).
Мой город
Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем
(ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (поднимают голову вверх)
Птички в гнёздышках сидят. (приседают)
Птички по небу летят (взмахи руками)
И по кочкам скачут (прыжки на месте)
И никто не плачет! (улыбаются)
Космос
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Хлеб
«Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
«Мельница»
За работу жернова,
Зёрна перетрём сперва.
Повторить 2 раза.
Делаем вращательные движения:
руки в стороны на уровне плеч,
ладонями вниз.
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай
Вращательные движения
кулачками пред грудью.
Крепче трём зерну бока,
Получается – мука!
Скользящие движения
ладонь о ладонь, перед собой.
«Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,
(имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать,
(делают рзбрасывающие движения руками как будто сеют)
Будем рожь молотить,
(руки кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить
(имитируют качание младенца)
Правила дорожного движения
«Светофор»
В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора!!! (Приседания).
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее пешеход.
День победы
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Заниматься снова нужно.
Насекомые
Бабочка
| |
Видишь, бабочка летает, | Машем руками-крылышками |
Лето. Полевые цветы
Летний дождь | |
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! | Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем, двигаемся, развиваемся".
Рекомендации для родителей по созданию игровой площадки дома....
Развитие речи с VAY TOY. Играю. Двигаюсь. Учусь.
Развитие речи с VAY TOY. Играю. Двигаюсь. Учусь. Не только интеллект ребенка, но и его чувства, его эмоции возбуждаются к жизни движением: ребенок не только мыслит, но и чувствует мускулами.Е.А.А...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Консультация " Играю.Двигаюсь.Учусь"
Представлены игры в движении....
Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....
Проект "ИГРАЮ. ДВИГАЮСЬ. УЧУСЬ"
ПРОЕКТ...
Проект "Играю. Двигаюсь. Учусь."
С играми VAY TOY вы сможете проводить занятия в подвижной форме, объединив интеллектульное развитие детей и двигательную активность....