Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина Методическая разработка Как развить речь ребёнка.
материал по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvit_rech_rebyonka.docx | 24.86 КБ |
kak_razvit_rech_rebyonka.docx | 24.86 КБ |
kak_razvit_rech_rebyonka.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина
Методическая разработка
Как развить речь ребёнка.
Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?»
Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения.
Развитая, хорошо поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни.
Что нужно для этого делать?
Вот несколько основных моментов развития речи:
- Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной.
- Чётко формулируйте свои замечания ребёнку.
- Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
- Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания.
- Используйте книги с картинками.
- Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
- Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
- Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка.
- Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки.
- Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
- Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность.
- Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного.
- Поощряйте стремление ребёнка к рисованию.
- Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность.
Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста.
- Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослым, а позднее и со сверстниками.
Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать.
Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым.
Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д.
Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию.
Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.
Формирование такого конкретного отнесённого значения слова –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.
Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными образами предметов, действий, свойств и отношений) будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием.
Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».
Выполняя задания из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание с постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»
Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.
Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения.
В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют наглядно-схематическим.
Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того, как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.
Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр:
- «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
- «Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
- «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
- «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.
Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх:
- «Угадай, что спрятано»
- «Угадай, где спрятано»
- «Найди половинку»
- «Бывает – не бывает».
Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей:
- в кукольном театре и играх-драматизациях.
В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.
В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.
Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.
В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».
Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.
Литература.
- Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.
- Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.
- Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина
Методическая разработка
Как развить речь ребёнка.
Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?»
Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения.
Развитая, хорошо поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни.
Что нужно для этого делать?
Вот несколько основных моментов развития речи:
- Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной.
- Чётко формулируйте свои замечания ребёнку.
- Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
- Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания.
- Используйте книги с картинками.
- Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
- Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
- Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка.
- Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки.
- Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
- Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность.
- Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного.
- Поощряйте стремление ребёнка к рисованию.
- Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность.
Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста.
- Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослым, а позднее и со сверстниками.
Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать.
Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым.
Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д.
Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию.
Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.
Формирование такого конкретного отнесённого значения слова –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.
Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными образами предметов, действий, свойств и отношений) будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием.
Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».
Выполняя задания из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание с постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»
Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.
Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения.
В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют наглядно-схематическим.
Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того, как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.
Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр:
- «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
- «Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
- «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
- «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.
Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх:
- «Угадай, что спрятано»
- «Угадай, где спрятано»
- «Найди половинку»
- «Бывает – не бывает».
Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей:
- в кукольном театре и играх-драматизациях.
В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.
В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.
Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.
В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».
Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.
Литература.
- Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.
- Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.
- Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина
Методическая разработка
Как развить речь ребёнка.
Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?»
Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения.
Развитая, хорошо поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни.
Что нужно для этого делать?
Вот несколько основных моментов развития речи:
- Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной.
- Чётко формулируйте свои замечания ребёнку.
- Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
- Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания.
- Используйте книги с картинками.
- Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
- Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
- Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка.
- Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки.
- Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
- Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность.
- Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного.
- Поощряйте стремление ребёнка к рисованию.
- Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность.
Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста.
- Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослым, а позднее и со сверстниками.
Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать.
Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым.
Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д.
Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию.
Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.
Формирование такого конкретного отнесённого значения слова –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.
Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными образами предметов, действий, свойств и отношений) будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием.
Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».
Выполняя задания из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание с постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»
Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.
Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения.
В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют наглядно-схематическим.
Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того, как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.
Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр:
- «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
- «Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
- «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
- «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.
Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх:
- «Угадай, что спрятано»
- «Угадай, где спрятано»
- «Найди половинку»
- «Бывает – не бывает».
Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей:
- в кукольном театре и играх-драматизациях.
В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.
В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.
Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.
В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».
Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.
Литература.
- Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.
- Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.
- Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о результатах деятельности муниципального бюджетного учреждения и об исполнении закреплённого за ним муниципального имущества за 2013г
Отчёт о результатах деятельности муниципального бюджетного учреждения и об исполнении закреплённого за ним муниципального имущества за 2013г...
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА НИМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА за 2013 год
Финансовый отчёт...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
Отчёт о результатах деятельности муниципального бюджетного учреждения и об использовании закреплённого за ним муниципального имущества за 2014 год
бухгалтерия доу...
Муниципальное бюджетное учреждение Центр социально-психологической помощи детям и молодежи " Форпост".
Информация о Центре (информация взята с сайта центра)В нашем городе есть Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» зарегистрирован 29 апреля 1991 года. Учредит...
МАЙ 2020. ИНТЕРНЕТ КОНКУРС- ФЛЕШМОБ #НАПИСАНОВОЙНОЙ 65.МБОУ " СОШ с. Малокурильское", возрастная категория обучающихся от 11-18 лет. Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Южно- Курильская централизованная библиотечная система"
Май 2020 . ИНТЕРНЕТ КОНКУРС- ФЛЕШМОБ #НАПИСАНОВОЙНОЙ 65.Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Южно- Курильская централизованная библиотечная система". Обучающиеся М...
План мероприятий Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» в рамках библиотечного проекта «Книжное зѐрнышко» на 2022 год
План мероприятий Муницепального бюджетного учреждения "Центральная библиотечная система" в рамках библиотечного проекта "Книжное зернышко"....