Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина Методическая разработка Как развить речь ребёнка.
материал по логопедии на тему

Предлагаемый материал помогает родителям разобраться в психологии становления речи ребёнка, формировании осмысленных фраз и текстов. Так как проблема правильной речи и коммуникации детей наиболее актуальна в наше время. И моя цель, как учителя-логопеда, указать родителям пути становления и развития речи детей на разных возрастных этапах. Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?» Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения. Развитая, хорошо поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни. Что нужно для этого делать? Вот несколько основных моментов развития речи: • Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной. • Чётко формулируйте свои замечания ребёнку. • Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи. • Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания. • Используйте книги с картинками. • Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме. • Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки. • Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка. • Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки. • Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами. • Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность. • Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного. • Поощряйте стремление ребёнка к рисованию. • Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность. Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста. • Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец». Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослым, а позднее и со сверстниками. Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым. Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д. Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию. Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок. Формирование такого конкретного отнесённого значения слова –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться. Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными образами предметов, действий, свойств и отношений) будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием. Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум». Выполняя задания из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание с постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…» Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком. Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения. В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют наглядно-схематическим. Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того, как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове. Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр: • «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют. • «Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину. • «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра. • «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого. Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх: • «Угадай, что спрятано» • «Угадай, где спрятано» • «Найди половинку» • «Бывает – не бывает». Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей: • в кукольном театре и играх-драматизациях. В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку. В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов. Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки. В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра». Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни. Литература. 1. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г. 2. Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г. 3. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г. 4. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_rech_rebyonka.docx24.86 КБ
Файл kak_razvit_rech_rebyonka.docx24.86 КБ
Файл kak_razvit_rech_rebyonka.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования  детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина

Методическая разработка

Как развить речь ребёнка.

  Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?»

 Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения.

  Развитая, хорошо  поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни.

Что нужно для этого делать?

 Вот несколько основных моментов развития речи:

  • Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной.
  • Чётко формулируйте свои замечания ребёнку.
  • Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
  • Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания.
  • Используйте книги с картинками.
  • Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
  • Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
  • Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка.
  • Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки.
  • Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
  • Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность.
  • Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного.
  • Поощряйте стремление ребёнка к рисованию.
  • Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность.

Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста.

  • Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».

  Для того  чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с  взрослым, а позднее и со сверстниками.

           Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать.

 Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым.

 Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности  и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д.  

 Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию.

Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.

Формирование такого конкретного отнесённого значения слова  –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.

Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными  образами предметов, действий, свойств и отношений)  будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом  в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием.

Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».

Выполняя задания  из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание  с  постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»

Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.

Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения.

В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют  наглядно-схематическим.

 Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату  для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того,  как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных  ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.

Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр:

  • «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
  • «Заселим аквариум».  На столе  лист с изображением аквариума, заполненного водой.  Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
  • «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
  • «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.

Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх:

  • «Угадай, что спрятано»
  • «Угадай, где спрятано»
  • «Найди половинку»
  • «Бывает – не бывает».

Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей:

  • в кукольном театре и играх-драматизациях.

В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.

В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в  виде кукольного  театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках  по сюжетным картинкам, серии  сюжетных картинок начинается с вопросов.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».

Помните: ваша собственная речь – образец для малыша.  Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.

Литература.

  1. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.
  2. Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.
  3. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.
  4. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования  детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина

Методическая разработка

Как развить речь ребёнка.

  Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?»

 Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения.

  Развитая, хорошо  поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни.

Что нужно для этого делать?

 Вот несколько основных моментов развития речи:

  • Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной.
  • Чётко формулируйте свои замечания ребёнку.
  • Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
  • Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания.
  • Используйте книги с картинками.
  • Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
  • Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
  • Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка.
  • Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки.
  • Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
  • Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность.
  • Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного.
  • Поощряйте стремление ребёнка к рисованию.
  • Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность.

Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста.

  • Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».

  Для того  чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с  взрослым, а позднее и со сверстниками.

           Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать.

 Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым.

 Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности  и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д.  

 Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию.

Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.

Формирование такого конкретного отнесённого значения слова  –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.

Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными  образами предметов, действий, свойств и отношений)  будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом  в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием.

Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».

Выполняя задания  из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание  с  постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»

Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.

Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения.

В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют  наглядно-схематическим.

 Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату  для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того,  как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных  ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.

Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр:

  • «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
  • «Заселим аквариум».  На столе  лист с изображением аквариума, заполненного водой.  Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
  • «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
  • «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.

Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх:

  • «Угадай, что спрятано»
  • «Угадай, где спрятано»
  • «Найди половинку»
  • «Бывает – не бывает».

Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей:

  • в кукольном театре и играх-драматизациях.

В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.

В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в  виде кукольного  театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках  по сюжетным картинкам, серии  сюжетных картинок начинается с вопросов.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».

Помните: ваша собственная речь – образец для малыша.  Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.

Литература.

  1. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.
  2. Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.
  3. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.
  4. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования  детский сад №43 «Гнёздышко», учитель-логопед: Н.А.Кокина

Методическая разработка

Как развить речь ребёнка.

  Начиная с рождения малыша, многие родители задают себе вопрос: «Как развить речь ребёнка? Как научить его правильно говорить?»

 Ведь речь выполняет в жизни человека самые различные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляция действий и поведения.

  Развитая, хорошо  поставленная речь ребёнка – основной показатель успешного обучения его в школе и достойного старта в жизни.

Что нужно для этого делать?

 Вот несколько основных моментов развития речи:

  • Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной.
  • Чётко формулируйте свои замечания ребёнку.
  • Обязательно давайте ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.
  • Показывая ребёнку картинки, постепенно усложняйте задания.
  • Используйте книги с картинками.
  • Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.
  • Помогайте ребёнку, но сначала позвольте ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.
  • Задавайте малышу вопросу и стимулируйте речевое развитие ребёнка.
  • Разучивайте с детьми считалки, пословицы, поговорки.
  • Проводите обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.
  • Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающую его реальность.
  • Речь ребёнка нужно развивать через привлекательность увиденного и услышанного.
  • Поощряйте стремление ребёнка к рисованию.
  • Не забывайте продолжать развивать у ребёнка двигательную активность.

Учёные доказали, что для развития речи малышей очень важным является общее количество выполненных движений и их разнообразие, особенно движение рук и пальцев. Движения, связанные с перемещением ребёнка в пространстве: ходьба, лазанья, бросание, катание, ловля, прыжки и бег – вот перечень далеко не всех движений, выполняемых ребёнком на протяжении дошкольного возраста.

  • Не скупитесь на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражайте поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».

  Для того  чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые бы побуждали ребёнка к слову. Такие условия возникают в процессе совместной деятельности ребёнка с  взрослым, а позднее и со сверстниками.

           Богатые возможности для развития общения ребёнка с взрослым даёт совместный труд: тут называется и общая цель деятельности, высказываются просьбы о помощи, эмоциональные реакции, связанные с успехом и неуспехом, с преодолением трудностей, радостью достижения задуманного. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать.

 Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить: при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым.

 Общение со сверстниками возникает в основном в совместной деятельности  и может осуществляться по-разному: коллективном виде деятельности - игре, совместном труде, театрализованных представлениях, совместных занятиях и т.д.  

 Речь является средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т.е. выполняет познавательную функцию.

Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок.

Формирование такого конкретного отнесённого значения слова  –необходимый этап в речевом развитии маленького ребёнка, но на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.

Овладение более обобщённым значением слова (обобщёнными  образами предметов, действий, свойств и отношений)  будет следующим этапом в развитии речи ребёнка-дошкольника, новым шагом  в подготовке его к школьному обучению. Поделки, постройки, рисунки ребёнок выполняет, подражая действию взрослого (показ), по образцу, по собственному замыслу, а также и по представлению, вызванному словесным описанием.

Рисуя по представлению, ребёнок должен соотносить изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».

Выполняя задания  из строительного материала, ребёнок должен соотнести услышанное высказывание  с  постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»

Ребёнок может строить улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.

Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным, обобщённым, какие вызывает обобщения.

В старшем дошкольном возрасте дети могут в своей деятельности опираться на модели, схемы. Этот уровень развития наглядного мышления психологи называют  наглядно-схематическим.

 Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату  для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если дошкольник умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того,  как ребёнок построит комнату, пусть он соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане, и потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т.е. оценил правильность выполненного задания. А взрослый сможет удостовериться, умеет ли он пользоваться планом, насколько точно воспринимает и воспроизводит пространственные отношения (правильно ли располагает предметы относительно двух главных  ориентиров - двери и окна) и может ли о том, что уже умеет делать практически, ясно и чётко рассказать. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.

Рисование по представлению может проводиться в виде различных игр:

  • «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
  • «Заселим аквариум».  На столе  лист с изображением аквариума, заполненного водой.  Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста), а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
  • «Поселим птиц в вольеру». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
  • «Страна фантазии». Взрослый сообщает: « Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.

Развитие познавательной функции речи можно отметить в следующих играх:

  • «Угадай, что спрятано»
  • «Угадай, где спрятано»
  • «Найди половинку»
  • «Бывает – не бывает».

Развитие смысловой стороны речи происходит в театральной деятельности детей:

  • в кукольном театре и играх-драматизациях.

В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.

В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в  виде кукольного  театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках  по сюжетным картинкам, серии  сюжетных картинок начинается с вопросов.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».

Помните: ваша собственная речь – образец для малыша.  Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.

Литература.

  1. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.
  2. Ладыженская Т.А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.
  3. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.
  4. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о результатах деятельности муниципального бюджетного учреждения и об исполнении закреплённого за ним муниципального имущества за 2013г

Отчёт о результатах деятельности муниципального бюджетного учреждения и об исполнении закреплённого за ним муниципального имущества за 2013г...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

Муниципальное бюджетное учреждение Центр социально-психологической помощи детям и молодежи " Форпост".

Информация о Центре (информация взята с сайта центра)В нашем городе есть Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» зарегистрирован 29 апреля 1991 года. Учредит...

МАЙ 2020. ИНТЕРНЕТ КОНКУРС- ФЛЕШМОБ #НАПИСАНОВОЙНОЙ 65.МБОУ " СОШ с. Малокурильское", возрастная категория обучающихся от 11-18 лет. Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Южно- Курильская централизованная библиотечная система"

Май 2020 . ИНТЕРНЕТ КОНКУРС- ФЛЕШМОБ  #НАПИСАНОВОЙНОЙ 65.Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Южно- Курильская централизованная библиотечная система". Обучающиеся  М...

План мероприятий Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» в рамках библиотечного проекта «Книжное зѐрнышко» на 2022 год

План мероприятий Муницепального бюджетного учреждения "Центральная библиотечная система" в рамках библиотечного проекта "Книжное зернышко"....