Образовательная программа дополнительного образования детей "Речь и мышление на кончиках пальцев"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Аннотация программы:
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год (64 занятия)
Цель: развитие всех компонентов речевой деятельности (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и речемыслительной деятельности до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребёнка, посредством развития мелкой моторики рук.
Задачи: формирование словаря; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи; формирование навыка диалогической речи; формирование (развитие) фонематического восприятия и звукопроизношения; формирование (развитие) просодических, ритмических компонентов; развитие высших психических функций (память, внимание, мышление); развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_myshlenie.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта образовательной программы
дополнительного образования детей.
Направленность: | Социально-педагогическая |
Вид образовательной деятельности: | Развитие речи и речемыслительной деятельности |
Название программы: | «Речь и мышление на кончиках пальцев» |
Сведения об авторе: | Стасуй Наталья Викторовна Учитель-логопед |
Аннотация программы: | Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год (64 занятия) Год разработки: 2016г. Цель: развитие всех компонентов речевой деятельности (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и речемыслительной деятельности до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребёнка, посредством развития мелкой моторики рук. Задачи:
Ожидаемые результаты. В результате обучения по программе «Речь и мышление на кончиках пальцев», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:
|
Статус программы: | Разработана на основе системы занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста, авторов Т.Ю.Бардышевой, Е,Н.Моносовой. |
Программа утверждена: |
Пояснительная записка.
Одной из задач умственного воспитания детей любого возраста является развитие речи и мышления. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира. Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности. Речь является главным фактором опосредования, ни одна форма психической деятельности не формируется без прямого или косвенного участия речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Формированию речемыслительной деятельности дошкольников также способствуют продуктивные виды детской деятельности, поскольку в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений. Продуктивная деятельность создает основу общения, программирования и регуляции деятельности: ребенок учится сопровождать речью выполняемые, выполненные или подлежащие выполнению действия, подводит итог работы. Активизация ребенка обеспечивается эмоционально-положительным фоном деятельности. Комментирование действий обеспечивает многократность повторения речевого материала, связь слова с предметом, действием, признаком.
Важным моментом всех занятий является направление на совмещение развития устной речи и творческого мышления. На занятиях подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми работы является вербализация умственных действий, то в процессе её и осуществляется формирование речемыслительной деятельности.
В системе обучения предусмотрена взаимосвязь между моторикой и звукопроизношением, моторикой и связной речи, моторикой и лексико-грамматическим строем речи, моторикой и высшими психическими функциями. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать зоны мозга, которые активно сопровождают развитие речевой зоны.
Пальчиковые и жестовые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Цель программы «Речь и мышление на кончиках пальцев»: развитие всех компонентов речевой деятельности (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и речемыслительной деятельности до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребёнка, посредством развития мелкой моторики рук.
Основные задачи:
- формирование словаря
- формирование грамматического строя речи
- формирование связной речи
- формирование навыка диалогической речи
- формирование (развитие) фонематического восприятия и звукопроизношения
- формирование (развитие) просодических, ритмических компонентов
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление)
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
Реализация программы опирается на использование ряда психолого-педагогических принципов, основные из них: систематичность в работе над всеми компонентами речи, систематичность в занятиях, эмоциональный фон занятий, смена видов деятельности, вариативность наглядного, игрового, дидактического материала и речи, здоровьесберегающие технологии, разнообразие взаимосвязанных приемов при постепенном усложнении материала и видов работы с ним.
Сроки реализации и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 4-5 лет. Общая продолжительность обучения составляет 64 занятия. План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю по 25 минут. В течение занятий происходит смена видов деятельность. Также есть небольшие игровые перерывы.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по программе «Речь и мышление на кончиках пальцев», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:
- в результате освоения программы ребенок должен знать: названия предметов, действий, признаков, стихи; понимать, что для общения необходимо пользоваться не отдельными словами, а предложениями. У него должны быть сформированы первоначальные представления о системе языка, о звуках, неречевых и речевых, он должен знать артикуляцию отдельных звуков. Должен знать приёмы самомассажа рук;
- ребенок должен уметь: вести беседу на обиходную тему, ориентируясь на вопросы и без них; строить фразу по демонстрируемому действию и по вопросам; придумывать предложения по серии картинок, по картинке; пересказывать простые тексты, составлять элементарные рассказы описательного характера на основе предметно-практической деятельности; выполнять по показу и называть артикуляционные упражнения (отраженно и самостоятельно); опознавать звуки по немой артикуляции.
- ребенок должен владеть: навыками коммуникативного диалога, элементарными моделями словообразования и словоизменения; умением слушать и вслушиваться, смотреть и всматриваться, думать и вдумываться; договаривать слова в словосочетаниях, составлять уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных, пересчитывать предметы, правильно употребляя существительные с числительными; рассказывать о предмете: какой он, из чего сделан, что с ним можно делать или что он может делать. Владеть разными приёмами сцепления пальцев («замок», «корзиночка» и др., выполнять различные движения кистями и пальцами рук («человечек», «пианино» и др.).
- ребенок должен владеть отраженной речью, производить мыслительные операции сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации сначала на предметном, а затем и на вербальном уровне, отгадывать и загадывать загадки.
Календарно-тематический план
Период обучения | Блок | Лексическая тема занятия | Количество занятий | ||
1 | 1-ый период обучения | Здравствуй, детский сад! | Игрушки | 2 | октябрь |
2 | Краски осени | Осень | 2 | ||
3 | Овощи | 2 | |||
4 | Фрукты | 2 | |||
5 | Деревья | 3 | ноябрь | ||
6 | Грибы | 2 | |||
7 | В мире животных | Зимующие птицы. | 2 | ||
8 | Дикие животные и их детёныши. | 2 | декабрь | ||
9 | Домашние животные и их детеныши. | 2 | |||
10 | Домашние птицы и их птенцы | 2 | |||
11 | Волшебница-зима | Зима | 2 | ||
12 | Новогодний праздник | 2 | |||
13 | Зимние забавы | 2 | январь | ||
14 | 2-ой период обучения | Человек | Наше тело | 2 | |
15 | Эмоции | 2 | |||
16 | Одежда | 2 | февраль | ||
17 | Обувь | 2 | |||
18 | Профессии | 2 | |||
19 | Весна-красна | Перелетные птицы | 2 | ||
20 | Мамин праздник | 2 | март | ||
21 | Весна | 2 | |||
22 | 3-ий период обучения | Мир вокруг нас | Город | 2 | |
23 | Дом. Мебель | 2 | |||
24 | Зоопарк | 2 | |||
25 | Космос | 2 | апрель | ||
26 | Посуда | 2 | |||
27 | Продукты питания | 2 | |||
28 | Транспорт | 3 | |||
29 | В ожидании лета | Насекомые | 2 | май | |
30 | Цветы | 2 | |||
31 | Скоро лето | 2 | |||
Итого | 64 занятия |
Содержание
1-ый период обучения
Направления работы:
Формирование словаря существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам: «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Грибы», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Зима», «Новогодний праздник», «Зимние забавы».
Формирование грамматического строя: уменьшительно-ласкательные слова, множественное число существительных и глаголов, падежные конструкции, согласование прилагательных и числительных с существительными, время и число глагола, различение глагольных форм мужского и женского рода прошедшего времени, предложные конструкции (понимание и практическое усвоение) с предлогами НА, С.
Грамматические конструкции усваиваются имитативно, репродуктивно, в отраженном проговаривании. Ребенок приобретает навык отраженно и самостоятельно воспроизводить структуру предложения из 2-6 слов. Грамматические формы и конструкции отрабатываются параллельно со словарной работой.
Формирование связной речи. Составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, по серии картинок, по картинке, по знаково-символической деятельности (картинно-графической схеме, её надо читать и составлять, опираясь на речь педагога и собственное проговаривание).
Формирование навыка диалогической речи. Составление короткого описательного рассказа о предмете. В рассказе должна быть передана смысловая адекватность, правильность определения последовательности картин и грамматического оформления, сохранена обобщающая сюжетная линия.
Формирование (развитие) фонематического восприятия и звукопроизношения. Ознакомление с артикуляционными органами с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Выполнение артикуляционных динамических и статических упражнений. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации. Различение неречевых и речевых звуков. Знакомство со звуками [а], [у], [и] (артикуляция и звучание). Автоматизация изолированного звука, звука в составе сочетаний звуков и в составе слова. Опознание звуков по немой артикуляции.
Обращается внимание на интенсивность звучания, развивается сила и координация артикуляционных и мимических движений, последовательной увеличение времени фиксированности артикуляционных позиций для выработки четких ощущений. Формирование фонетико-фонематических представлений связано с развитием лексико-грамматического строя речи, в результате – формирование правильных коммуникативных произносительных навыков.
Формирование (развитие) просодических, ритмических компонентов. Воспитание навыков управления физиологическим и фонационным (речевым) дыханием. Имитация звучания различных речевых фрагментов с заданным ритмом, темпом, интонацией. Связь смыслового содержания с просодическими проявлениями. Элементы дыхательной и голосовой гимнастики.
2-й период обучения
Направления работы:
Формирование словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий по лексическим темам: «Наше тело», «Эмоции», «Одежда», «Обувь», «Профессии», «Перелетные птицы», «Мамин праздник», «Весна».
Закрепляется и пополняется изученный словарь с опорой на ситуацию, с социально-бытовым окружением ребенка.
Формирование грамматического строя. Понимание и употребление падежных конструкций существительных единственного числа в родительном, дательном и предложных падежах. Закрепление понимания мужского, женского и среднего рода существительных.
Понимание и введение в речь предложных конструкций с предлогами В, ИЗ, ЗА, ПОД, К, ОКОЛО на фоне закрепления оптико-пространственных представлений и предметно-практической деятельности. Знакомство с антонимическими наречиями, закрепление данных категорий в игровой деятельности. Овладение употреблением одного слова в разных падежных конструкциях.
Формирование связной речи. Составление описательных рассказов с опорой на вспомогательные средства (мнемотехника). Умение устанавливать причинно-следственные взаимоотношения.
Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения. Знакомство со звуками [о], [э], [ы], уточнение их звучания и артикуляции. Сопоставильный анализ на слух и в речи. Выработка навыков определять наличие звука в слове. Обучение звуковому синтезу гласных звуков с опорой на карточки-символы. Знакомство со слоговой структурой слова, проговаривание слов разной слоговой структуры.
3-й период обучения.
Направления работы:
Формирование словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий по лексическим темам: «Город», «Дом. Мебель», «Зоопарк», «Космос», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт», «Насекомые», «Цветы», «Скоро лето».
Формирование грамматического строя. Закрепление в речи предложных конструкций с предлогами на фоне закрепления оптико-пространственных представлений и предметно-практической деятельности. Формирование умения составлять и использовать в речи сложноподчиненное предложение причины. Знакомство с антонимическими наречиями, закрепление данных категорий в игровой деятельности. Овладение употреблением одного слова в разных падежных конструкциях.
Формирование связной речи. Пересказ коротких рассказов. Продолжать работу, которая проводилась в 1 и 2 периодах.
Совершенствование фонематического восприятия и звукопроизношения на пройденном материале.
Список литературы
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г. – 232с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей 4-5 лет. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014г. – 120с.
Карпова С.И., Мамаева В.В Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 4-5 лет. – СПб.: Речь; М: Сфера, 2012. – 144с.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Комплексная программа подготовки ребёнка к школе. Для детей 4-6 лет. – СПб: Издательство Дом «Литера», 2008. – 208с.: ил. (Серия «Уроки логопеда).
Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 4-5 лет: В 2 тетрадях. –М.:ТЦ Сфера, 2014.-32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....