Статья "Развитие речи детей"
статья по логопедии на тему

Научная статья "Развитие речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитее всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения, благодаря чему язык приобретает осмысленный характер. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иныхзвуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются не только у детей дошкольного возраста, но и в процессе обучения в школе. Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой но развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получаетновых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию его речи.

Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления, переходящего в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного анализатора к произношению звуков. В это же время идет процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонации речи, а затем слова, обозначающие предметы и действия (к 7–9 месяцам).

Обычно к 9–10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10—12 слов (баба, кис, му, бэ и др.). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании).

Из пассивного словаря развивается активный словарь (это те слова, которые ребенок употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250–300 слов. В это же время развивается и фразовая речь, т. е. ребенок говорит не отдельными словами, а соединяет их в небольшие словесные цепи, наподобие тех, которые он слышит от окружающих. Сначала это простые фразы из 2–3 слов, постепенно к трем годам они усложняются, а активный словарь ребенка достигает . 800–1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500–3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. Улучшается словопроизношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам исчезают физиологические особенности звукопроизношения детей.

К семи годам ребенок хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

Воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всея речью ребенка (развитием словаря, грамматического строя). Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и от интонации. Дикция — это отчетливое произношение звуков, слов, фраз; интонация — ритмико-мелодическая сторона речи, которая обусловливается повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением — выделение слогов, слов изменением силы голоса; изменением темпа речи — быстроты произношения.

Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Обучение в школе начинается с семи лет. К этому времени должно быть сформировано звукопроизношение. Однако по сведениям логопедов детских поликлиник, которые обслуживают детские сады, а также по данным исследований (М. А. Александровская, В. И. Городилова, О. Л. Жильцова. Г. А. Каше, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. И. Радина, Е. Ф. Pay, Л. Ф. Спирова), у 10-25% детей подготовительных групп есть недостатки речи, причем только у 2-5% детей недостатки речи носят патологический характер. Эти дети должны систематически заниматься с логопедами. У остальных же 8—20% детей недостатки звукопроизношения выражены в легкой степени. Если бы воспитатель проводил систематическую целенаправленную работу, начиная со второй младшей группы, то такие недостатки звукопроизношения исчезли бы к 5 годам, а дети с патологическими недостатками речи выявились бы гораздо раньше.

Занятия должны планироваться так, чтобы еженедельно проводилась соответствующая работа по тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов и речевого слуха. Каждое занятие должно быть тщательно разработано и спланировано, учитывая программное содержание работы в данной группе. В соответствии с этим должны быть поставлены определенные задачи:

Вторая младшая группа

1.        Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и приработе над простыми по произношению  звуками: а, у, о, а, э, п, б, м, ф, в.

  1. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  2. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над звуками т, д, н, к, г, х, ы.
  2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц.
  3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

  1. Тренировать четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками ы, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.
  2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотованных гласных: я, е, ё, ю; шипящих звуков: ш, ж, ч, щ и сонорных звуков: л, л'р, р'.
  3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
  4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Основной формой обучения движениям является артикуляционная гимнастика. Чтобы двигательные навыки у детей закреплялись, становились более прочными, требуется систематическое проведение этих упражнений, поэтому артикуляционную гимнастику мы должны проводить ежедневно, не более 3—5 минут, перед завтраком. Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя, так как в таком положении у ребенка спина прямая, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя. Свет должен падать на лицо воспитателя, чтобы детям хорошо были видны движения его артикуляционного аппарата.

Дети садятся или за столы или полукругом перед воспитателем. Ежедневно они выполняют два-три упражнения, причем новым может быть только одно упражнение, остальные, выполнявшиеся ранее, периодически повторяются и закрепляются. При отборе материала для проведения артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным.

Сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети сразу овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он не так выполняет упражнение, это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»). А если не получается упражнение, надо подбодрить ребенка («Ничего, наш язычок научится подниматься наверх»).

В течение года воспитатель отрабатывает с детьми все пять комплексов артикуляционной гимнастики. Во всех возрастных группах мы можем использовать одни и те же комплексы, так как навык умения выполнять движения точно, координированно вырабатывается постепенно, путем длительной работы в этом направлении. Но требования к проведению артикуляционной гимнастики и выполнению упражнений детьми будут различны.

Для детей второй младшей группы упражнения проводятся в форме игры. Объем требований по выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для проведения артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретения простейших навыков движения артикуляционного аппарата детей, постепенно развиваются, совершенствуются, к ним предъявляются определенные требования.

В старшей группе мы уже следим за плавностью, легкостью выполнения движения, за чистотой движения, за умением плавно, достаточно быстро переключаться с одного движения и положения на другое. Следим за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Может меняться темп выполнения движения. Движение становится легким, правильным, привычным, поэтому может проводиться в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, или шипящие, или л, р) воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук, но нельзя включать потешки, скороговорки. (Работа по уточнению произношения звука в речи будет проводиться на занятиях по звукопроизношению согласно их планированию по группам.)

В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) мы для артикуляционной гимнастики берем упражнения на дифференциацию различных звуков, учитывая последовательность развития дифференциации звуков, у детей: а) гласных: и—у, э—о, и—о, э—у, и—э, у—о; б) длительных и взрывных согласных: м—б, н—г; в) носовых и сонорных: м—л, н—л; г) губных и язычных: б—д, ф—х; д) взрывных и щелевых: б—в, к—х; е) переднеязычных и заднеязычных: с—х, д—г.

Эта работа способствует развитию фонематического слуха ребенка. Проводится дифференциация звуков с использованием игровых приемов. Например, воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу...». При этом воспитатель показывает картинку с изображением мышки или паровоза (см. приложение № 4).

Занятия для уточнения движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука

Воспитатель подбирает упражнения для этого вида занятий, исходя из правильной артикуляции звука. Например, для правильного произнесения звука ф необходимо умение подтягивать нижнюю губу к верхним зубам и направлять воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы с верхними зубами. Для выработки умения подтягивать нижнюю губу к верхним зубам мы можем использовать умение закусывать нижнюю губу верхними зубами, а потом приближать нижнюю губу к верхним зубам (губы при этом в улыбке). Для выработки целенаправленной струи мы можем предложить ребенку вытянуть губы вперед и подуть на вертушку, ватку, но так, чтобы не надувались щеки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в окошечко, образованное губами. Все упражнения даются в игровой форме.

При проведении этого вида занятий необходимо видеть всех детей, чтобы убедиться, что они правильно выполняют данное упражнение. Поэтому проверять выполнение упражнения нужно по подгруппам. Если у ребенка не получается упражнение, не следует говорить: «Нет, ты не так делаешь, надо вот так». Это не даст результата, а только может смутить ребенка. Лучше проделать с ним это упражнение еще раз индивидуально, не на занятии. Требования, предъявляемые к проведению артикуляционной гимнастики, необходимо соблюдать и при проведении этого вида занятий.

Занятия для уточнения произнесения или вызывания  изолированного звука по подражанию

Воспитатель подбирает игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук. Например, на звук з — картинка с изображением комара: он звенит, напоминая звук з; на звук ж— картинка «жук»: он жужжит, напоминая звук ж; на звуке — картинка «насос»: воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук с, и т. д. Уточняемый звук нуждается в многократном повторении, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, он просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук. Например, при уточнении звука ж вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила, полотер, пылесос и т.п. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей.

При проведении этого вида занятий надо добиваться четкого, правильного произнесения изолированного звука всеми детьми, используя различные вспомогательные приемы для уточнения и вызывания звука, например: длительное произнесение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение звука (если он взрывной) воспитателем с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребенка и т. п.

Чтобы суметь это выполнить, надо хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук (в каком положении у ребенка находятся органы артикуляционного аппарата). Чтобы увидеть, в каком положении находится язык, надо произнести отрабатываемый звук между двумя звуками а (аса, аша, ара). При произнесении звукаа рот широко открывается и при многократном медленном повторении этих звукосочетаний можно увидеть, в каком положении находится язык, и дать необходимые указания ребенку.

Например, при проведении занятия по уточнению произнесения звука сдети подражают свисту воздуха, выходящего из насоса при накачивании шины. Воспитатель знает, что при правильном произнесении звука с губы находятся в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, широкий язык находится за нижними резцами, посередине языка идет тонкая, холодная воздушная струя. За правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи и следит воспитатель. Он проводит уточнение звука не со всей группой сразу, а с подгруппами, чтобы иметь возможность увидеть неправильное положение органов артикуляционного аппарата у детей и помочь им. Одному ребенку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого ребенка нет ветерка: «Посмотри, какой у меня сильный ветерок», говорит воспитатель и подносит тыльную сторону руки ребенка к своему рту. Он произносит звук с, давая возможность ребенку почувствовать струю воздуха, потом то же предлагает проделать ребенку. У третьего ребенка нижние зубы не видны, воспитатель просит его лучше улыбнуться и показать верхние и нижние зубы п т. д.

Детей, встречающих затруднения в произнесении отрабатываемого звука, следует чаще спрашивать и контролировать.

Надо помнить, что во второй младшей группе и в первой половине года в средней группе воспитатель при проведении занятия фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука. Воспитатель в это время использует знание правильной артикуляции звука для оказания помощи детям, не фиксируя на артикуляции их внимания. Начиная со второй половины средней группы воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощутимые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идет воздушная струя, и это же спросить у детей.

Занятия для воспитания правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)

Для проведения занятия воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых употребляется отрабатываемый звук в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При сочетании в словах одного звука с другими требуется быстрая смена разных положений органов артикуляционного аппарата. Это может затруднять ребенка. Подбирая слова, где изучаемый звук находится в сочетании с различными звуками, мы тренируем органы артикуляционного аппарата в умении быстро и четко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить и о правилах орфоэпии которые указывают, как произносить звуки в определенных фонетических условиях.

Например:

Звонкие согласные (в, з, ж, б, д, г) перед глухими согласными и в конце слов оглушаются и произносятся как парные им глухие согласные (в—ф, з—с, ж—ш, б—п, д—т, г—к) (варежки, дубки, мороз, уж и т. п.).

  1. Сочетание тся (ться) на конце слов произносится как ца (улыбается, умываться и т. п.).
  2. Вместо сочетания сш произносится длительный звук ш (сшила, бесшумный и т. п.).
  3. Сочетание сч произносится  как щ   (расческа, считатьи т. п.).

При подборе материала нельзя брать те слова, произношение которых расходится с написанием. При назывании предметов, картинок отрабатываемый звук мы выделяем голосом, произнося его длительнее других звуков, а мгновенные (п, б, т, д, к, г) произносим более четко. Поскольку это привлекает внимание ребенка к звуку, необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге. В русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий, это способствует выделению отрабатываемого звука. Если же удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения, вот почему мы не рекомендуем сначала брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребенку усваивать правильное ударение. В словах муха, автомат, мак звук м можно легко выделить, произнести его долго, четко, а в словах молоко, магазин, не нарушив правила произношения, выделить звук м. нельзя. В безударных слогах происходит ослабление и изменение звучания звуков этих слогов, особенно некоторых гласных, например: воды — воды. В слове воды звук о ясно слышен, в слове воды слышен уже не звук о, а звук, акустически больше похожий на а. Так же изменяется звучание некоторых согласных.

Занятия  для воспитания  правильного, четкого произношения звука во фразовой речи

Для уточнения произношения правильного звука в речи воспитатель подбирает потешки, скороговорки, стихотворения, игры, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Этот вид занятия может сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворения, работой с картиной, дидактическими играми и т. д., причем программный материал надо подбирать в соответствии со звуком, используя список литературы, указанный в программе детского сада. При уточнении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель лишь следит за правильным употреблением звука в речи.

При проведении этого вида занятий важно следить и за темпом речи детей. Если ребенок говорит быстро, нечетко произноситзвуки, то у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребенок даже туки, правильно произносимые изолированно, в речи их искажает, пропускает. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.

Итоговые занятия

Воспитатель обобщает все известное детям о звуке. Занятие включает все этапы работы над звуком.

  1.  Уточнение движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука
  2. Уточнение произнесения изолированного звука.
  3. Воспитание четкого произношения звука в речи

При проведении этого вида занятий дети должны проявлять большую активность, чем на предыдущих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...