Логопедические технологии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка.
При совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны, свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность. Попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнеггопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.
Зная принцип подхода к выполнению упражнений, логопед, проявляя творчество, может применить эту технологию к любому упражнению для развития артикуляционной моторики.
Ниже приведен основополагающий принцип выполнения упражнений.
Упражнение № 1.
Цель упражнения: тренировка нижней челюсти.
Исходное положение: упражнение выполняется сидя. Голова находится в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша или левша ребенок) согнута в локте.
Выполнение упражнения: упражнение выполняется под счет.
На счет «раз» - опустить челюсть на ширину своих двух пальцев.
На счет «два» - зафиксировать такое положение челюсти.
На счет «три» рот закрывается.
На счет «четыре» ребенок отдыхает.
Когда ребенок открывает рот, язык должен находиться внутри в расслабленном положении. Кончик языка находится у нижних резцов.
Обращать внимание на то, чтобы губы имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следить за положением головы. Она не должна наклоняться, ни в какую сторону.
Работа кистью руки: Руку подключаем тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение.
Кисть находится в положении параллельно полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент большой палец руки опускается вниз, четыре оставшихся пальца поднимается вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот (как у птенца). На счет «три» закрываем «клюв». На счет «четыре» отдыхаем.
Упражнение повторить 4 – 5 раз.
Упражнение № 2.
Цель: тренировка губных мышц.
Исходное положение: Тоже, что и упр.№ 1. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.
Выполнение упражнения:
Сначала работает артикуляционный аппарат, а потом подключается рука.
На счет «раз» ребенок вытягивает губы вперед, сложив их в трубочку («хоботок у слоненка»).
На счет «два» растянуть губы в сторону, ка бы в улыбке. При этом зубы не видны. Растягивать сильно в стороны не нужно. Главное в этом упражнении – «хоботок».
Работа кистью руки:
На счет «раз» ребенок собирает все пальцы руки в щепоть.
На счет «два» пальцы «разбегаются» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.
Упражнение повторить 4 – 5 раз.
Упражнение № 3.
Цель: массирование верхней и нижней губы зубами.
Исходное положение: в первой части упражнения нижние зубы ребенка касаются его нижней губы.
Выполнение упражнения: В первой части движением нижней челюсти вперед и назад «почесываем» верхнюю губу. Во второй части - поступательными движениями нижней челюсти «почесываем» нижнюю губу о верхние зубы.
Работа кистью руки:
При выполнении упражнения кисть руки неподвижна. Двигаются только пальцы. Располагаем ладонь вверх. Сомкнутыми четырьмя пальцами выполняем движения, как бы «почесывая животик у щенка».
Вторая часть упражнения выполняется также, только ладонь повернута вниз.
Упражнение повторить 5 раз.
Упражнение № 4.
Цель: тренировка мышц языка.
Исходное положение: Рот открыт. Язык в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения:
На счет «раз» поднять язык к верхним зубам, за них.
На счет «два» опустить язык в исходное положение.
Работа кистью руки:
Работают обе руки. Руки согнуты в локтях, кисти свободно свисают вниз («как лапки у зайчика»). Насчет «раз» кисти поднять вверх, на счет «два» опустить.
Упражнение повторить 5 раз.
Упражнение № 5
Цель: тренировка мышц языка.
Исходное положение: Рот находится в полуткрытом состоянии. Язык – в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения:
На счет «раз» ребенок кончиком языка касается левого уголка губ.
На счет «два» кончик языка переместить в правый уголок губ.
Работа кистью руки:
Пальцы руки собраны в ладонь, которая располагается параллельно полу. На счет «раз» ладонь поворачивается влево, на счет «два» вправо.
Упражнение повторить 5 раз.
Мнемотехника – система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения. Ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемотехники заключается в следующем: весь текст зарисован схематически. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Специальные логопедические технологии, особенно эффективны в работе с детьми-дизартриками.(см. Логопедические технологии2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические технологии в реализации образовательной области "Коммуникация"
Презентация содержит материалы и иллюстрации логопедических технологий,которые могут быть использованы в рамках реализации образовательной области "Коммуникация" - речевые игры, лексико-граммати...
Логопедические технологии.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть орг...
Логопедические технологии "Игры на песке"
Логопедические технологии "Игры на песке"...
Развитие речедвигательных функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий: образовательная кинесиология.
Развитие речедвигательныхфункций с использованием нетрадиционных логопедических технологий:образовательная кинесиология....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...
Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....