Информационно - коммуникативные технологии в развитии фонематических процессов дошкольников. Проект.
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бредихина Татьяна Андреевна

Использование проектной деятельности в работе учителя - логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ikt.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Информационно-коммуникативные технологии

в развитии фонематических процессов дошкольников.

1. Актуальность темы.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. 

На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

        Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека – в «решетке фонем».

          Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «мак»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Выделение звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове, выделение звука в начале и конце слова, определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

          Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения.

Сложная структура нарушений при ОНР определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции нарушений речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Этому способствует совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения.

Применение учителем – логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

  • Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
  • Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
  • Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
  • Индивидуализировать процесс коррекционного обучения.
  • Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию (в том числе и мелкую моторику)
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Способствовать положительной динамике развития.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при обязательном соблюдении условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов.

Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:

  • Образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
  • Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
  • Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
  • Открывают новые возможности образования, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.

Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока.

1. Коррекция и развитие речи дошкольников

2. Мониторинг речевого развития дошкольников

3. Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда

4. Взаимодействие со смежными специалистами и родителями

Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.

  • Компьютерные игры
  • Компьютерные игры с использованием интернета
  • Мультимедийные презентации.

2. Цель и задачи.

Цель: апробация метода проектной деятельности в практику логопедической работы с детьми на логопункте ДОУ.


Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по теме.
2.Разработать план проектной деятельности по теме.
3.Привлечь родителей к активному участию в работе.
4.Реализовать проект.
5.Разработать и реализовать мониторинг, анализ проведенной работы.

3. Новизна проекта.

Использование ИКТ в логопедической работе в нашем дошкольном образовательном учреждении.

4. Участники проекта.

Логопед, воспитатели, родители.

5. Сроки реализации.

В течение одного года

6. Ожидаемые результаты.

Результаты ознакомительно-адаптивной направленности, предполагающие знакомство детей с компьютером (далее ПК) как современным инструментом обработки информации, с правилами безопасной работы за ПК, формирование начальных навыков работы за компьютером и т.п.

Результаты коррекционно-образовательной направленности:

  • Коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей следующих речевых средств: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух, фонематическое восприятие, лексико-грамматические компоненты языка.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности.
  • Развитие знаковой функции сознания.
  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Развитие вербальной и зрительной памяти.
  • Развитие внимания.
  • Развитие мотивационной сферы детей.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

Результаты творческой направленности, нацеленные на развитие конструктивных возможностей, творческого, понятийно-образного и логического мышления, памяти, внимания и познавательных потребностей ребенка.

7. Этапы проекта

 
1.Провести родительское собрание (Информирование и мотивирование
 родителей на работу в форме проектной деятельности. Создание буклетов, которые содержат информацию о целях и задачах проектной деятельности, о планируемых результатах).
2.Подготовить методические материалы необходимые для работы над проектом детям и родителям (Аннотированный каталог ресурсов, памятки).
3.Оборудовать информационный уголок в группе (собрать все необходимые материалы с ответами (диски с детскими обучающими играми)

8. Основная часть. Реализация проекта.

Содержательно-технологический блок.

 Компьютерные игры, используемые учителями – логопедами в работе.

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004

         Предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.  

             Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой.

Компьютерная игра предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

-        «Просодика»,

-        «Звукопроизношение»,

-         «Фонематика»,

-        «Лексика».

Охарактеризуем последовательно каждый блок программы.

Блок «Просодика».

 Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

-        длительность и сила речевого выдоха,

-        громкость и тембр голоса,

-        темпо-ритмичность,  

-        интонационная выразительность,

-        четкость и разборчивость речи.

      Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом  речевая активность фиксируется микрофоном  и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

     Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание».

     Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль «Слитность».

     Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать  слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль  «Ритм».

     Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр».

     В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи  у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.

     Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение».

     Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок «Фонематика».

    Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки».

     Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль «Слова».

     Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль «Анализ».

     Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.    

Модуль «Синтез».

     Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок «Лексика».

 Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова».

     Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова.

     При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль «Словосочетания».

     Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же  позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний.

     При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль «Валентность».

     Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей.

     При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Развивающая игра «Домашний логопед»

 Цели игры 

-развитие правильного произношения звуков;

-развитие мелкой моторики руки;

-расширение словарного запаса;

-развитие навыка самоконтроля;

-поддержание интереса к логопедическим занятиям;

-концентрация внимания и тренировка памяти.

 Игра содержит рекомендации для родителей и логопедов, разработки и конспекты практических занятий, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровые упражнения и приемы развития различных языковых структур; а также критерии, по которым можно определить правильно ли ребенок произносит звуки. Представлен «Мастер-класс» для родителей по развитию всех речевых компонентов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Разделы: 

  • советы родителям.

Разработчики советуют родителям отрабатывать звуки в несколько этапов. А именно в три этапа:

· подготовительный;

· постановка звука;

· автоматизация звука.

Подготовительный этап включает в себя следующие пункты:

· артикуляционную гимнастику

          · различные дыхательные упражнения

· отработку мелкой моторики рук

· развитие фонематического слуха

 

  • гласные звуки  

Представлены звуками а, э, и , ы, о, у. 

               

  • согласные звуки

 «Согласные звуки» представлены звуками с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч’, ш, л, л’, р, р’, г, г’, к, к’

  • мини игры

Включает игру «Звуковичок» и игру «Угадай-ка».

«Звуковичок» помимо изучения звуков содержит упражнения в частности – чистоговорки и скороговорки. Нажимаете на букву с картинкой, а голос диктора произносит чистоговорки или скороговорки, в зависимости от того какое упражнение вы выполняете. Как правило, три-четыре чистоговорки или скороговорки следуют друг за дружкой.

          Игра «Угадай-ка» предназначена для распознавания различных звуков.

     Нажимаете на букву со знаком вопроса над ней, и ваш ребенок слышит звук, например при нажатии на «к» может раздаться мычание, а слева появятся две картинки, на одной из которых будет изображение коровы. Ребенок должен угадать, кто издает этот звук, а мама (логопед) сказать прав малыш или нет, так как программа не дает ответа верно или нет.

Достоинства:

· наглядность, любое задание (упражнение) из комплекса логопедических занятий можно распечатать;

· возможность использования не только логопедами, но и дилетантами - не знакомыми с логопедией (хорошие советы родителям, пошаговая коррекция трудных звуков);

· большое количество разнообразных упражнений;

Недостатки:

· недостаток интерактивности, как при прохождении мини игр, так и на этапе автоматизации звуков;

Игра может использоваться как дома родителями – как основное средство, так и профессиональными логопедами – как вспомогательное.

Развивающая игра  «Учимся говорить правильно»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей   дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению.  В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

При запуске программы вы попадаете на главный экран, который включает в себя четыре основных раздела:

   1. Неречевые звуки

   2. Звукоподражание

   3. Речевые звуки

   4. Развитие связной речи

Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки (или наушники).

Разделы "Неречевые звуки" и "Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Режим "Изучение" предполагает интерактивное знакомство детей с разнообразием звуков. При работе в данном режиме ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.

Режим "Задание" направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. При работе в данном режиме сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребенком задачи.

Раздел "Речевые звуки" представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

Игровые задания раздела "Развитие связной речи" учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Это задания "Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак", "Подбери признаки", "Составляем описание», "Послушай рассказ".

Однако компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи.

         Наряду с компьютерными программами  учителями - логопедами применяются слайд-фильмы и презентации, в которых учитываются особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд - фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда

  • Презентации - картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);
  • Презентации - загадки, сказки;
  • Презентации — игры (на расширение словаря,  совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);
  • Презентации -  на расширение представлений об окружающем мире.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Компьютерные игры, которые можно использовать в работе логопеда с детьми:

  • «Скоро в школу. Развитие речи»
  • «Скоро в школу. Учимся говорить» (IDCOMPANI,2009г.)
  • «В помощь логопеду. Логопедические упражнения» (Учитель, 2012г., авторы  Зубович Е.В., Жуковская Л.Е.)
  • «Ваш домашний логопед. Учим ребенка говорить правильно» (Равновесие ИД, 2011г.)
  • «Логопедия для малышей. Уроки Феи правильных звуков. Сонорные звуки»

(ЧП Креминский Д.В., 1С, 2011г.)

  • «В помощь логопеду. Общее речевое развитие» (Романович О.А., Учитель, 2011г.)
  • «Веселая читай- ка» (Exm Studio, Sky Media2007г.)
  • Баба – Яга учится читать» (Компания "МедиаХауз”, 2003).
  •  «Гарфилд. Развиваем речь»  (ООО «Акелла»,2009)
  •  «Алик. Скоро в школу” ("Руссобит – М”, 2001).
  •  "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” ("Руссобит – М”, 2005).
  • "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005)
  •  "По воде, земле и воздуху” ("Руссобит – М”, 2004).
  • "Подводное сафари. Обитатели океана” ("МедиаХауз, 2003).
  • "В джунглях” ("МедиаХауз”, 2000).
  • "Силы природы” ("МедиаХауз”, 2002).
  • "Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО "ИгроМаркет”, 2010).
  • "Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005).
  • "Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” ("БУКА Интертейнмент”, 1998).
  •  Развивающие игры "Веселые моторы” (Фирма "1С”, 2006).
  • «Азбука – малышка» (ТО «Маски», 2008)
  • «Маша и медведь» (подготовка к школе)

9.Заключение
Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. Важнейшим его достоинством, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова ребенок будет использовать их в собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в образовательном процессе детского сада

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

Информационно-коммуникативные технологии - средство развития творческой активности дошкольников

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности  дошкольников Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узн...

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....

Выступление на педсовете: "Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников"

Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников...

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....

презентация. Опыт работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ

Опыт работы учителя-логопеда Самохиной Натальи Григорьевны  МБДОУ Детский сад № 31 «Светлана»   г.Смоленск Тема:  Развитие фонематических процессов у обучающи...