Речевой материал для работы со звуком (с)
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Подборка материалов для всех этапов работы над звуком. Материал будет полезен воспитателям и логопедам ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_material_dlya_raboty_so_zvukom.docx | 850.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал для работы со звуком [ с ]
Правильная артикуляция:
Губы растянуты в улыбке, между резцами – щель 1 – 2 мм для выхода воздуха, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Посередине языка – желобок. Мягкое нёбо приподнято, закрывает доступ воздуха в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты, не вибрируют.
Звук [c] согласный, ротовой, переднеязычный, щелевой; может быть твёрдым, мягким. Глухой.
Могут быть следующие нарушения:
1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм);
2. Звук «С» заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
– губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф»);
– призубный парасигматизм (замена на «Т»);
– шипящий парасигматизм (замена на «Ш»);
3. Звук «С» произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
– межзубный сигматизм;
– боковой сигматизм;
– носовой сигматизм.
На начальном этапе работы над звуком целесообразно проверить, слышит ли ребёнок звук. Можно произносить разные звуки и предложить ребёнку хлопать в ладоши, если он услышит заданный звук; либо предложить ребёнку поднять красный кружок, если он услышит звук, если не услышит – зелёный.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Узнай свой голос»
Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Кто что услышит?
Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры.
Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Можно предложить ребёнку картинки с изображением предметов, где есть звук с и картинки, где он отсутствует. Ребёнок раскладывает картинки, в которых слышит звук направо, в которых не слышит – налево (приложение)
Проводится работа над дыханием: дыхательная гимнастика, «подуй на ватку», «задуй мяч в ворота», игры с водой (кораблик, уточки), «подуем в коктейльные трубочки в воду», игра на губной гармошке, на дудочке, пускаем мыльные пузыри.
С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.
- «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
- «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
- «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
- «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
- «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
6. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку
7. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
Проводится работа по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Чем лучше развита мелкая моторика, тем легче идёт работа над речью. Детям нравится выполнять пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов.
Игры с пуговицами также способствуют развитию мелкой моторики. Можно предложить детям выкладывать пуговицы по схемам.
Для развития мелкой моторики подходят игры с мелким конструктором, лепка, рисование, бисероплетение, игры с горохом, фасолью, крупами.
Артикуляционная гимнастика
В комплекс обычно входит 5 – 6 упражнений (для губ, щёк, челюстей, языка).
Упражнения для губ.
Упражнение «Улыбка»
Улыбается щенок, зубки напоказ.
Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Улыбнулись губки
Вот и наши зубки.
«Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «иииии» скажи,
свой заборчик покажи.
Упражнения для челюстей.
«Бегемотик»
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Окошко»
Широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно"
«Птенчик»
Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:
Ротик шире открывай —
Кушай, птенчик, не зевай!
Упражнения для щёк.
«Хомячок»
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
«Шарик»
Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:
Шарик надувай,
Воздух выпускай.
Упражнения для языка.
1. « Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
2. «Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
3. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
4. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
5. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
6. «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.
Во дворе народ толпится,
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Кончилось уже безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!
7. «Часики»
Тик – так, тик – так!
Ходят часики – вот так!
Влево – тик, вправо – так!
Ходят часики – вот так!
Сказка «О Веселом Язычке» (артикуляционная гимнастика)
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка про Веселый Язычок.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
Постановка (вызывание) звука.
Сказки о Веселом Язычке.
1) Жил на свете Весёлый Язычок.
Язычок долго сидел в закрытом домике. Надоело ему так сидеть, открыл он домик и запел: «и-и-и». Он выгнул спинку горочкой, прижал хвостик к крылечку, и сильно подул, пустил холодный ветерок (педагог показывает артикуляцию звука с)
- «Вот какая хорошая песенка получилась, как будто вода из крана льётся» - подумал язычок и опять запел: «с-с-с».
- А теперь споём все вместе, как пел язычок. Дети произносят длительно: «с-с-с».
2)Однажды Весёлый Язычок сидел в своём домике. Вдруг он услышал какой – то звук (педагог произносит с-с-с). Открыл Язычок дверцу и видит: девочка поливает цветы, а звук, что он услышал – это песенка водички, которая течёт из лейки. Так понравилась Язычку эта песенка, что он решил её повторить: дверцы домика приоткрылись, язычок выгнулся горочкой, хвостик прижал к крылечку и пустил холодный ветерок (педагог показывает артикуляцию). Получилась у язычка песенка водички. Давайте и мы с вами срём вместе с язычком.
Можно использовать аналогичные сказки о том, как язычок услышал, как насосом качают колесо, как свистит чайник.
Рассказ « Песенка водички»
Педагог: Послушайте, что я расскажу. Однажды девочка Ася осталась дома одна. Вдруг она услышала: «Кап-кап-кап». Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ася была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струей и с шумом: «С-с-с». Оказывается, Ася повернула кран не в ту сторону. Но ей понравилась песенка водички, и она стала играть —открывать и закрывать кран. Вода текла и пела: «С-с-с». А тебе приходилось слышать песенку водички? Как она поет? Давай вместе споем эту песенку!
— Не у всех песенка получается хорошо. Давай научим наш язычок правильно произносить звук [с]. Смотри и внимательно слушай! Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Язычок становится тонким и широким. Кончик языка прижимается к нижним зубам.
— Когда водичка течет небольшой струйкой, она негромко поет песенку. Теперь водичка потекла сильной струей и зашумела громче. И опять тихо, совсем тихо... закрыли кран.
— Когда язычок поет песенку водички, получается ветерок. Давай подставим ладошку к домику язычка и скажем, какой получается ветерок: теплый или холодный. (Ребенок отвечает: «Когда мы громко поем песенку водички, ветерок получается холодный».)
Игровые упражнения
1) «У колонки»
Мы к колонке подбегаем, воду в вёдра набираем.
Из колонки вода льётся, набирай – не зевай! (изобразим, как льётся водичка)
2) Губки улыбаются,
Зубки появляются.
Воздух носиком вдыхаем,
И сквозь зубки выдыхаем: С-С-С-С-С-С-С-С-С-С
Задание:
1. Произнести текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [С].
2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.
Упражнение «ВОДИЧКА – СВИСТЕЛКА» [С]
Льётся водица – надо умыться.
С-С-С-С-С-С-С-С-С-С
Задание:
1. Произнести звук длительно, непрерывно.
2. Имитировать движение: «мыть руки под краном»
3. Раскрасить кран карандашом синего цвета.
Упражнение «НАСОС» [С]
Есть насос для колёс.
С. С. С. С. С. С. С. С. С.
Задание:
1. Произнести звук коротко, отрывисто.
2. Имитировать движение: «работы насоса».
Упражнение «КОЛЁСА» [С]
Накачай колеса с помощью насоса.
С. С. С. С. С. С. С. С. С.
Задание:
1. Произнести звук коротко, отрывисто.
2. Имитировать движение: «работы насоса».
Знакомим детей с буквой с.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Автоматизация звука.
а) в прямых слогах (са, со, су, сы) и слоговых рядах:.
са-со-са со-са-со су-сы-су сы-су-сы
са-су-са су-со-су сы-со-сы со-су-со
са-са-са со-со-со су-су-су с ы-сы-сы
б) в обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, ес) и в слоговых рядах:
ас-ас-ас ас-ос-ас ас-ос-ас-ос
ос-ос-ос ос-ас-ос ус-ыс-ус-ыс
ус-ус-ус ус-ыс-ус ес-ис-ес-ис
ыс-ыс-ыс ыс-ус-ыс ыс-ус-ыс-ус
ес-ес-ес ес-ыс-ес ос-ус-ос-ус
ис-ис-ис ис-ес-ис ыс-ис-ыс-ис
в) в слогах (аса, асо, асу, асы) и слоговых рядах:
аса-аса-аса аса-асо-асу-асы
асо-асо-асо асо-асу-асо-асы
асу-асу-асу асы-аса-асо-асу
асы-асы-асы асу-асо-аса-асы
г) в слогах со стечениями (спа, сна, сма, ста, ска, сла) и слоговых рядах:
спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны
сма-смо-сму-смы ста-сто-сту-сты
ска-ско-ску-скы сла-сло-слу-слы
2.Игра «Здравствуй, пальчик».
Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги: са, со, су, сы и т. д.
3.Игра «Закончи слово».
Взрослый заранее подбирает слова, которые заканчиваются слогами: са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс. Он начинает слово, а ребенок договаривает.
Ли... (са), ко... (са), о... (са). Коле... (со), у... (сы), ча... (сы), рель... (сы) и т. д.
Игра «Эхо»
Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.
Чистоговорки.
са-са-са — у Сани коса
са-са-са — в саду оса
сы-сы-сы — у Сани бусы
сы-сы-сы — у осы усы
су-су-су — Соня видит осу
ac-ac-ac — у нас дома квас
ас-ас-ас — у нас ананас
ос-ос-ос — в саду много ос
ус-ус-ус — у Сони кактус
ус-ус-ус — у Сани новый автобус
ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс
са-са-са — расплелась коса
со-со-со — поломалось колесо
су-су-еу — видел я лису
сы-сы-сы — длинные усы
ус-ус-ус — какой уксус
аска-аска-аска — у Вовы каска
са-са-са — в лесу бегает лиса
со-со-со — у Вовы колесо
су-су-су — было холодно в лесу
ас-ас-ас — у нас свет погас
Игра «Продолжи слово»
Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слог «сок» («сы»).
Автобу… (сы) ребу…(сы) глобу…(сы) троллейбу…(сы)
пе... (сок) воло... (сок)
ку... (сок) коло... (сок)
но... (сок) голо... (сок)
ле... (сок) бро... (сок)
«Добавлялки»
Дядя Стёпа в этот раз Утопающего... (спас).
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты... (спишь)
Для птенцов и для зверят тоже нужен детский... (сад).
Почетный диплом получил водолаз. Он в море тонувшего мальчика... (спас).
Упражнение «Повтори за мной»
В словах с ударными слогами:
Са – сани; са – оса; са – коса; са – небеса.
Со – сок; со – сон; со – осока; со – совы.
Су – посуда; су – сумка; су – суп; су – несу.
Сы – сын; сы – весы; сы – усы; сы – гусыня.
В словах с безударными слогами:
Са – садовник; са – собака; са – сапог; са – колёса.
Су – сугроб; су – судак; су – сундук: су – суббота.
Сы – сынок; сы – бусы; сы – осы; сы – косы.
Загадки.
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(санки)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(собака)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(солнце)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
(снег)
Вижу все, как наяву.
Встану утром – не пойму:
В нем подсказка иль совет?
Правда это или нет?
(сон)
Там принцы, короли, шуты
Живут без лишней суеты
Счастливый там всегда конец:
Идут герои под венец.
(сказка)
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(сова)
Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый ... (снеговик )
Я нарежу кабачок,
Перца сладкого стручок.
И добавлю к ним картошку,
Лук, морковь, укроп, горошек.
Что-нибудь возьму из круп –
И сварю отличный ... (суп)
Перелопатив дачный огород,
Вся наша работящая семейка,
Умаявшись от тягот и забот,
Садится на садовую ... (скамейку)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (Санки)
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна)
Фрукт похож на шишку ели,
Мы рискнули — шишку съели...
Самый лучший, высший класс —
Спелый, сочный ... (ананас)
Упражнение «Запомни и повтори»
сад-сани-самокат-сапоги
сом – сук – сумка – сундук
кактус – автобус – квас – ананас
Упражнение «Замени звук в слове на [c]и произнеси слово»
Первый: Бок – сок, дом – сом, лук – сук;
В середине: качка – каска, марка – маска, дочки – доски; кора – коса;
Последний: пёк – пёс, нож – нос.
Упражнение «Распутай слова»
Мосакат (самокат), скатан (стакан), босака (собака), пустеньки (ступеньки), смекайка (скамейка), сроководка (сковородка).
Игра «Четвёртый лишний»
Ребёнку предлагается ряд из четырёх картинок, в названии одной из них нет звука [c].
Даётся задание найти лишнюю картинку.
Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)
Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.
Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».
Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.
Игра «Иди сюда».
Это игра для группы детей, но в нее можно играть и в паре. Тогда нужно показать вместе с ребенком инсценировку, как зверюшки играют в такую игру.
Вариант 1. Игра в группе. Ведущий в игре встает в стороне от группы детей. Он зовет кого-то из детей к себе, называя по имени. При этом он должен придумать слово со звуком С. Например, ведущий — Вася. Вася зовет: «Лена, иди сюда! Я нашел свисток!» (то есть ребенок придумал, что он нашел – предмет, в названии которого есть звук С). Лена подбегает к Васе и придумывает, что она нашла и кого позовет. Лена зовет: «Катя! Иди сюда! Я нашла киску!». Катя подбегает и придумывает, что она нашла. Повторять слова нельзя. Катя говорит: «Денис! Иди сюда! Я нашла сказку!» и так далее. В игре надо следить за правильным произношением звука. Если звук произнесен неправильно, то нужно еще «что-то найти», то есть придумать еще одно слово со звуком С и правильно его произнести.
Вариант 2. Инсценировка. Если Вы будете проводить такую игру с игрушками на индивидуальном занятии, то расскажите ребенку, как однажды игрушки играли в игру «Иди сюда». Предложите поиграть так же. Подбираете для игры игрушки со звуком с: киска, лиса, собака, лось, матрос, кукла Саша и другие. Далее инсценируете игру с игрушками. За первого водящего говорите Вы, а далее играет ребенок, выполняя все роли по очереди. Например, лиса говорит: «Киска! Иди сюда! Я нашла сосиску». Подбегает киска и зовет следующую игрушку: «Матрос! Иди сюда. Я нашла колесо».
Рассказ с картинками.
Стоит . На сидит.
Под стоит .
На сидит Соня.
У сидит .
смотрит на Соню и .
Соня пьёт .
Придумай предложение с использованием картинок (В сумке сок, капуста, мясо, ананас).
Предложения.
Мама готовит вкусный суп с мясом.
Саня ест суп и салат.
У Сони бусы.
В саду спеют сливы.
Под кустом спит собака.
Солдат стоит на посту.
Пересказ рассказа.
Соня и Оса.
Как – то Соня со своим псом Султаном гуляла по саду. Соня ходила босиком по саду и наступила на осу. Оса укусила Соню. От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан залаял, а потом лизнул Сонину ногу. Тогда Соня успокоилась и засмеялась.
Дикие гуси.
На поляне спали дикие гуси со своими гусятами. Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Две гусыни накинулись на лису. Они загоготали и стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусёнка и понеслась к лесу.
Стихотворение «О сове и совятах»
А в лесу темным – темно,
И все спят в лесу давно,
Но сова одна не спит,
На сосне сова сидит.
В темноте сова сидит,
Свысока на лес глядит,
А когда совсем стемнеет –
На охоту полетит.
Скороговорки.
У нас газ погас.
У сов нет усов.
У киски в миске суп и сосиски.
Соня и Саня едут в санях.
Сом – сын сома.
Сом и Самсон сами с усами.
У соседа – домоседа сосед – непоседа.
Я несу суп – суп! А кому? Псу – псу!
Дифференциация звуков.
Дифференциация С – С
Дифференциация в слогах
са – ся – са со – сё – со сы – си – сы
ся – са – ся сё – со – сё си – сы – си
са – ся со – сё сы – си
ся – са сё – со си – сы
Дифференция в словах.
оса – вся лиса – лисята усатый – всякий
сад – сядь гусак – гусята кусачий – висячий
коса – косяк досада – десятый роса – поросята
полосатый – десятый
соло – сёла сор – боксёр весомый – весёлый
сом – Сёма сотня – сёдла хлебосол – новосёл
сок – Васёк фасоль – осёл спросонок – поросёнок
Произносить слова и назвать их одним словом.
Соловей, сорока, синица, стриж, аист, клёст -…(птицы)
Свёкла, капуста, редиска, салат -…(овощи)
Стол, стул, кресло, сервант -…(мебель)
Масло, сыр, сметана, колбаса -…(продукты)
Сом, карась, судак, осётр, сельдь, салака, лосось, скумбрия, сазан, сёмга -…(рыбы)
Осина, сосна, ясень -…(деревья)
Лиса, лось, рысь -…(звери)
Произносить предложения.
Схватил Симу гусёнок за носок. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса с лисятами в норе. Повёл гусак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома. Сеня вёз воз сена. Поросёнок захрюкал спросонок. У Сони косы, у Аси косички. Ася рассыпала бусы, и одна бусинка потерялась. Ситный хлеб очень сытный. Стоят деревья сонные, снегом занесённые. Спутник, спутник, не ленись, полети к планетам в высь!
Дифференциация в стихах
Выучить стихотворения. Читать стихотворения выразительно и чётко.
Сова.
В дупле укрылась совушка.
- Кого боишься?
- Солнышка!
Жучок.
Спал жучок на бугорке,
А проснулся – на грибке.
У нас семеро саней.
По семеро в сани
Мы уселись сами.
Ёж.
- Ты куда собрался, ёж?
Что в лукошке ты несёшь?
- Два гриба несу я белых
Для моих соседок белок.
Дифференциация с – з в слогах.
Са – за; со – зо; су – зу; сы – зы; за – са; зо – со; зу – су; зы – сы;
Са – за – са; со – зо – со; су – зу – су; сы – зы – сы.
Дифференциация с – з в словах
Засов, засол, запас, занос, запрос, запуск, сказал, смазал, слеза, слезать, связать, слизать, сказать, срезать, свозить, сквозить, созвать, засуха, занавес, застава, заставка, заставить, засолить, созыв, созреть, создание, созидание, засорить, засудить, застудить, заступить, заступник, сазан.
Суп – зуб сайка – зайка согнуть - загнуть
Суд – зуд росы – розы содрать – задрать
Сыпь – зыбь слить – злить собрать - забрать
Сад – зад осот – азот сомкнуть - замкнуть
Слой – злой совет – завет сойти - зайти
Соя – Зоя солить - залить
Дифференциация с – з во фразах
Вася заболел. Пес залаял. Залп салюта. Сильный запах. Золотая осень. Золотые листья. Синий зонт. Пустая изба. Запах сирени. Зеленые сады. Злая засуха. Веселое звено. Опасная болезнь. Постоянная забота. Занавес поднялся. Заказное письмо. Все затихло. Зеленый салат. Особое задание. Опасная зона. Сухая земля. Зеленые сосны. Осина засохла.
Созвездие из звезд. Звезды сияют в синих небесах. Синька синяя, а зелень зеленая. Синие васильки синеют, а зеленая зелень зеленеет. Ваза с незабудками. Заслонкой заслоняют. О суп не сломать зуб. Зайка не ест сайку. Трава – осот, а газ – азот. Солью солить, а водой – залить. Собаку злить, а воду – слить. Глаза сомкнуть, а замок – замкнуть. Снегом заносить, а занозой – занозить.
Наступила золотая осень. Серая коза забрела в зеленый сад. Зоя посадила бузину. Зеленые сосны поднялись у дома. В лесу поспела земляника. Соня поставила на стол изюм и пастилу. После супа все ели зразы с рисом. Лиза спряталась под зонт. Зоя замесила тесто. Сима повесила зеленый занавес. В синей вазе стояли розовые пионы. Вася разрезал спелый арбуз. Соня, Зоя, Вася и Степа ездили вместе в музей. В магазине есть спелые сливы. В темном небе засияла золотая звезда. В магазине Соне взвесили масло, сметану, изюм и пастилу. Степа запас козе сена на всю зиму. За всякое дело берись смело. Один за всех – все за одного.
Дифференциация с – з в текстах.
На столике – сайка, Сон узор сплетает свой
Под кустиком – зайка. У меня над головой.
Будет ли зайка Вижу: в зелени полей
Есть эту сайку? Заблудился муравей.
Три отважных карапуза Зеленеет зеленая озимь,
На кораблике везли Не морозит теперь, не морозит,
Три неведомых арбуза Зеленеет пусть озимь весной.
Из неведомой земли, Зябкие зяблики зябнут,
Сами руль они крутили, Зябко зимуя зимой,
Сами с мостика глядели, Зябкие зяблики зябнут,
Сами на мели сидели, Но не озябнут весной.
Сами дули в паруса.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ц
Дифференциация в слогах
СА-ЦА-СА АС-СЦ-АС АСА-АЦА-АСА
СО-ЦО-СО ОС-ОЦ-ОС ОСО-ОЦО-ОСО
СУ-ЦУ-СУ УС-УЦ-УС УСУ-УЦУ-УСУ
СЫ-ЦЫ-СЫ ЫС-ЫЦ-ЫС ЫСЫ-ЫЦЫ-ЫСЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ И ФРАЗАХ.
Сок – цок свет – цвет лиса - лица
Сел – цел бусы – бутцы сабля - цапля
Бас – пас сабля – цапля светик - цветик
Сено – цена светик – цветик садить – цедить
Прицел – присел целить – селить ценить – синить
Оценить – осенить цвел – свел расцвет – рассвет
Синица, сальце, словцо, сцена, сцепление, станция, столица, спица, свинец, ситец, песец, скиталец, сеянец, столбец, месяц, писательница, письмецо, маслице, бессонница, восклицание, гусеница, пословица, лисица, лестница, косица, спится, снится, смеется, садится, кусается, спускается, славится, спасается, оступается, светится, сломается, свалится, сомневается, ссорится, сгибается, стыдится, склоняется, сдается.
С цаплей, с цепью, с цукатом, с цыганом, с цыпленком, с цирком, с целью, с циновкой, с лестницей.
Самоцвет, самоцель, соцветие, социальный, сахарница, сухарница, салатница, расцепить, расценить, расцветать, расцарапать, спецовка, специалист, специальность, сцапать, сцепить, сцепка, сценка, сценарий, сценарист.
Стальная цепь. Цепная собака. Степная птица. Вкусное мясцо. Степная станция. Синие цветы. Садовый цветок. Целый стакан. Гусеница капустницы. Куцый пес. Ценная посуда. Сломанная спица. Кусты акации. Сильный боец. Смелые бойцы. Садится солнце. Снится сон. Цветной ситец. Цыганская песня.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Заяц сидел у сосны. Лисица увидела зайца. Заяц скрылся в кустах.
В саду цветы. Соня любит цветы. Соня сорвала цветок.
У нас цыплята. Соня кормит цыплят. Цыплята любят просо.
У Славы цапля. У цапли длинный нос. Цапля ходит за Славой.
Улица залита солнцем. Зайца спасают ноги. Заяц всех боится. Цыбик – цепная собака. Зимой птицам холодно. С юга прилетели цапли. Птицы поедают гусениц. Курица увидела лисицу. Гусеница съела все листья. Друзья леса заботятся о деревьях. Альпинисты поднимаются в горы. Экспедиция отправилась на север. Мы посетили выставку детских рисунков. На кустах акации зацвели цветы. Пословица не даром молвится. У Симы платье из ситца. Отец написал письмецо. Сеня выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце. Синица схватила гусеницу. Лена повесила полотенце. Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем. Светит месяц, светит ясный. Гусеницы объели листья капусты. Кто смел, тот и цел. Молодец на овец, а на молодца – сам овца.
Птицы –вестники весны. В саду зацвели цветы. Сима готовится к экзаменам. Самолет спускается на землю. В конце села стоит кузница. В столице много высотных зданий. Соне исполнилось двадцать лет. Синица свила гнездо на осине. На столе стоит ваза с цветами. Слава смотрит детский спектакль. Пловцы готовятся к соревнованию. До конца игры осталось семь минут. Синица попала в силок. Роса блестит на солнце. В редакцию принесли письмо. В году двенадцать месяцев. У нас в саду цветет акация. Волк унес из стада овцу. Зимой дети катаются на санках. Передавался праздничный концерт. Футболисты боролись за золотые медали. Хоккеисты выступали во Дворце спорта. Учительница читала «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»
Пословицы:
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Весна красна цветами, осень – снопами.
Орел – царь-птица, а сокола боится.
Где тонко, там и рвется.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Пословица во век не сломится.
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.
Звук «с» – это светит свет, Звук «ц» – и процокало «цок»,
Он светит так много лет, Звук «с» – и спокойный свист.
А «ц» – то цветенья цвет, На «ц» – расцветает цветок,
Цветущих цветов букет. На «с» – осыпается лист.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ.
Давай будем одеваться… Тридцать две родных сестрицы,
Я сама! Я сама! Писаных красавицы,
Пойдем, будем умываться… На одной живут странице
Я сама! Я сама! И повсюду славятся.
Есть в зоопарке звери и птицы: Всколыхнула ветку
Львицы, лисицы, зайцы, куницы, Птица -
Цапли, цыплята, синицы, скворцы, И по листьям
А у скворцов есть птенцы. Свет струится.
Цветок к цветку – Однажды на концерте
Цветной узор. Сидели сорванцы,
Сосна к сосне – Со свистом и со смаком
Сосновый бор. Сосали леденцы.
Мыть тарелки я не буду, Я нарвал овце овса.
Чтоб целей была посуда. Ешь скорей овес, овца.
Я цветы полить готов,
Только нет у нас цветов.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В СЛОГАХ
ША – СА ОШ - АС СА – ША – СА СТА – ШТА - СТА
СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО - СТО
ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ - ШТУ
СО – ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ - СТЫ
ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА
СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – Ш ОСО – ОШО - ОСО
ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ - УСУ
СЫ – ШИ ОШ – ОС ШУ – СУ – ШУ ЫСЫ – ЫШИ - ЫСЫ
ШЕ – СЕ АС – АШ ШИ – СЫ – ШИ АША – АСА - АША
СЕ – ШЕ ЁС – ЁШ ШЕ – СЕ – ШЕ ОШО – ОСО - ОШО
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В СЛОВАХ
Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.
Споры – шпоры крыса - крыша
Стуки – штуки просо - Проша
Суд – шут басня - башня
Мыс – мышь каска - кашка
Свет – швед миска - мишка
Сутки – шутки сайка - шайка
Сток – шток сурик - Шурик
Стык – штык сытый - шитый
Стиль – штиль Моська - мошка
Срам – шрам сырок - широк
Фарс – фарш пасли - пошли
Брось – брошь солить - шалить
Сила – шило усат - ушат
Сифон – шифон носить – нашить
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Смешные стишки. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Пушистая шапка. Стальной шлем. Толстые шпалы. Веселая шутка. Шумный класс. Сладкий шоколад. Пушистый снег. Большая собака. Скошенный луг. Шумное шоссе. Высокая башня. Соленые волнушки. Пенистый шампунь. Синяя шаль. Лисья шапка. Душистый ландыш. Шелестят камыши. Лесная глушь. Лесная опушка. Спелая вишня.
Шесть котят есть хотят. Шуре сшили шубу. Поспешишь – людей насмешишь. Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Ранним утром петушок подал звонкий голосок. Саша ест сушку. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Ваша серая кошка сидит на крыше. В слякоть надевай шляпу и калоши. У Сони пушистая шапка. Сашин отец – шахтер. Толстый шмель гудит над кустом шиповника. Солдат доставил шпиона в штаб. Лукошко вишен стоит на столе. Петушок уселся на шест. В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой. В тишине далеко слышен гул самолета. Леша поймал большого усатого сома. Малыши с удовольствием слушают смешные стишки. Пушистая кошка сидит на окошке. Наташа посолила кашу. Саша успешно пошел в шестой класс.
Черепаха Я взяла под мышку
Всех смешит, Плюшевого мишку,
Потому что не спешит. В ванну посадила
Но куда спешить тому, И пошла за мылом.
Кто всегда в своем дому? Оглянулась – ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов. Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ТЕКСТЕ
Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.
Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.
В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.
В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:
Здравствуй, наша елочка!
Здравствуй, дед Мороз!
Покажи нам, дедушка,
Что в мешке принес!
Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал:
Ребята, будем играть в снежки!
Хорошо, будем, - сказала Маша.
Очень хорошо, - сказала Наташа.
Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В ТЕКСТАХ
Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.
Побежала мышка-мать, Мышонку снился странный сон,
Стала кошку в няньки звать. Что не мышонок он, а слон,
Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,
Нашу детку покачать. В слоновью лег кровать.
Стала петь мышонку кошка: Стал спать и там увидел сон,
Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,
Мяу, мяу, ляжем спать, И что не в Африке спит он,
Мяу, мяу, на кровать! А дома он опять.
Глупый маленький мышонок «Какой мне странный снится сон!» -
Отвечает ей спросонок: Во сне проснувшись, думал он
Голосок твой так хорош, И спрашивал спросонок:
Очень сладко ты поешь. «Я слон? Или мышонок?»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ
Шла по улице машина, Петушки распетушились,
Шла машина без бензина, Но подраться не решились,
Шла машина без мотора, Если очень петушиться,
Шла машина без шофера, Можно перышек лишиться.
Шла, куда сама не зная, Если перышек лишиться -
Шла машина… заводная. Нечем будет петушиться.
ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН
Белка с ветки в свой домишко - Мышка, мышка, что не спишь,
Перетаскивала шишку. Что соломою хрустишь?
Белка шишку уронила, - Я боюсь уснуть, сестрица,
Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.
Большую морковку зайчишки тащили, Лягушка – попрыгушка -
Они от морковки чуть-чуть откусили, Глазки на макушке.
Потом захотелось еще откусить, Прячьтесь от лягушки,
Потом… уже нечего было тащить. Комары да мушки.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ
Шишки на сосне, шашки на столе.
В шалаше шесть шалунов.
Шапкой Саша шишку сшиб.
Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Шила шубку – сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
Сшила Саша Саньке шапку.
Слышен шорох в камышах, На окошке крошку мошку
От него шумит в ушах. Ловко ловит лапкой кошка.
В ночной тиши у шалаша Парус наш на совесть сшит,
Чуть слышен шорох камыша. Нас и шторм не устрашит.
Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.
Садись, гостья желанная, остынет каша манная.
Но руками Маша машет:
Не хочу я кашу вашу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал для работы со звуком ЛЬ.
Цель: автоматизация звука ЛЬ с помощью данного речевого материала....
Речевой материал для автоматизации свистящих звуков
Речевой материал...
Речевой материал для закрепления поставленного звука [с ] у детей с ОНР
Речевой материал для закрепления поставленного звука [с] у детнй с ОНР...
Автоматизация звуков. Речевой материал для закрепления поставленных звуков.
Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов:- звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на эт...
Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"
Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....
РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...