Речевое развитие в раннем возрасте
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Публикация по итогам международной научно-практической конференции в сборнике нучных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2015.
В статье показана значимость речи как основного средства общения. Выявлены особенности речевого развития детей раннего возраста. Систематизированный материал статьи полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_v_rannem_vozraste.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие в раннем возрасте
Л. А. Муравьева
МКДОУ «Детский сад №9 «Сказка»
г. Лесосибирск, Россия
В статье показана значимость речи как основного средства общения. Выявлены особенности речевого развития детей раннего возраста. Систематизированный материал статьи полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям воспитанников.
Ключевые слова: речевое развитие детей в раннем возрасте, общение со взрослым, предметная деятельность, взаимодействие взрослого с ребенком, словарный запас.
Общение является источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая становится важнейшим средством общения и играет огромную роль познании им окружающего мира. Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладевать разнообразными действиями.
Но деятельность ребенка не могла бы развиваться, если бы взрослые не общались с ребенком, не передавали бы ему разными путями опыт, накопленный человечеством.
В общении развиваются все важные стороны личности и деятельности ребенка, в том числе и речь.
Однако в последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что сказывается на их речевом развитии.
Содержание темы «Речевое развитие в раннем возрасте» раскрывает особенности развития речи детей раннего возраста, показывает значимость речи как основного средства общения.
Для того чтобы речь у ребенка служила средством общения, необходимы условия, побуждающие его осознанно обращаться к слову, формулирующие потребность быть понятным сначала взрослым, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослым совместно с ребенком.
Развитие речи детей с 1 года до 3-х лет происходит в несколько этапов. На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности. На первом этапе (примерно до 1, 5 лет) быстрее развивается «пассивная речь» (понимание обращенной речи).
Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его в реальной ситуации взаимодействия с окружающими. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка. В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но «речеподражающая ситуация» взаимодействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество. Слово – это, прежде всего знак, т. е. заместитель предмета. Значит, за каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т. е. его значение. Если такого предмета нет, то первые слова у ребенка могут не появиться, как бы много мать не разговаривала с ребенком и, как бы хорошо он не воспроизводил ее слова. В том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова тоже задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому - либо с просьбой или выразить свои впечатления.
Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым создает необходимость назвать предмет, значит, произнести свое слово. Так, взрослый говорит ребенку: «Дай ручку» - и сам делает соответствующий жест. Ребенок очень быстро научится ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом. Позднее значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и каким жестами они сопровождаются. Но и тогда связь слов с обозначаемыми ими предметами и действиями долго остается неустойчивой и зависит от тех обстоятельств, в которых взрослый дает ребенку словесные указания [3].
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Ребенок произносит осмысленные звукосочетания, слова, состоящие из одного-двух слогов. Значение слов варьируется в зависимости от ситуации и переживаемых эмоций. Возрастает потребность ребенка в речевом общении в связи с различными видами деятельности. У него появляется желание узнать не только, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают общений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, а значит, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. К полутора годам дети понимают значение многих слов, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам.
На втором этапе (от 1, 5 до 2-х лет) начинает формироваться самостоятельная речь. Слово становится основным средством общения малыша с окружающими. Ребенок как эхо повторяет слова за взрослым слова, легкие произносит полностью, для труднопроизносимых использует собственные варианты (чебурашка – «бабашка», стул – «тул»).
После полутора лет ребенок становится инициативным. Темп развития речи на этом этапе сразу же возрастает. К концу второго года жизни ребенок употребляет до 300 слов.
На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которые обычно взрослые не используют («ам-ам», «ням-ням», «бяка» и т. д.).
Автономную речь ребенка составляют искаженные слова, произведенные им самим от настоящих слов. Автономная речь не похожа на обычную ни по своему звучанию, ни по своему значению, понять ее может тот, кто хорошо знает ребенка, кто может разгадать его шифр. Близкие люди без труда понимают малыша, потому что они ориентируются не только на его слова, но и на ситуацию, в которой находится ребенок [4].
В общении со взрослым при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Обычно, общаясь с малышом, взрослые требуют от него четкого произнесения слов, что влияет на развитие фонетического слуха и артикуляции. Но если окружающие ребенка взрослые поддерживают автономную речь, она может сохраниться надолго [4].
Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя речи. Со второй половины второго года ребенок начинает все чаще пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а в 1г., 10 мес. употребляет двух -, четырехсловные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40 – 60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго гола жизни.
Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослым, а качество – от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, не признаки окружающих предметов.
К концу второго года жизни речь ребенка хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами, нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
На третьем этапе (от 2-х до 3-х лет) быстро и значительно возрастает запас слов, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи. Это возрастание происходит по нескольким линиям.
Во- первых, расширяется круг речевого общения. С помощью речи он начинает общаться со сверстниками, с другими малознакомыми людьми. Ребенок обращается к взрослым по разным поводам: просит, указывает, называет, сообщает, жалуется и пр. Но речь как средство общения в раннем детстве, как правило, непосредственно связана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослым.
Во-вторых, резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Собственная речь ребенка часто сопровождает его предметные действия. Эта речь на первый взгляд не обращена никому, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования вербального мышления ребенка.
В - третьих, значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к нему речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним не обращены. На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов, легко запоминают их содержание и воспроизводят их с большой точностью. Они пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка [1].
К трем годам возникает потребность ребенка в самостоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. Он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. Указывая на существование у ребенка определенного чувство языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист» [2].
Но, несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни, они еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1, 5 – 2 сек.), их голосовой аппарат еще недостаточно окреп.
Овладение речью – это сложный, многосторонний, психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным средством общения со сверстниками и взрослыми.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции поведения, организует эмоциональные переживания. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое внимание на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется с дальнейшим трудом.
Литература:
- Гербова Р.Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2008. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций
Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...
Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»
В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...