Рекомендации логопеда
консультация по логопедии
В материалах документов "Рекомендации логопеда" представлена информация для родителей о развитии артикуляционной моторики, развитии фанематического слуха,формировании правильного звукопроиношения, речевом развитии ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» г. Данилова Ярославской области
Учитель-логопед
Коровина Т.В.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не "съедать" слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна "подделка" под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ("смори" вместо "смотри", "не бежи" вместо "не беги", "ваще" вместо "вообще" и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Бывает такая ситуация:
Два малыша. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы, рассказывает осмысленно, выразительно читает стихотворение, поет песенку (он их знает немало: мама ему пела). А попытки обратиться ко второму с теми же вопросами кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили больше времени для занятий со своими детьми.
УЧАСТИЕ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Лечение ребёнка с отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка.
В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры.
Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить благоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при нарушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Важно установить чёткий режим кормления. Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания.
При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть; Надо пытаться: вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими "пугалами". Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» г. Данилова Ярославской области
Учитель-логопед: Коровина Т. В.
«Усваивая родной язык, ребёнок
усваивает не одни только слова, …
а множество понятий, воззрений на
предметы, множество мыслей, чувств,
художественных образов, логику и
философию языка…»
К.Д.Ушинский
Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т.е. несёт смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определённой грамматической форме). В речи слово живёт в определённом значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова» без их фонетической оболочки и грамматической формы невозможно.
Лексическое значение слова – это способность его обозначить (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), действия (строить, светить, любить думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько).
Словарная работа – это планомерное расширение пассивного и активного словаря детей.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи (более или менее часто).
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным в процессе его истории.
Система упражнений,
предусматривающая обогащение словаря детей
1.Подбор определений и эпитетов.
Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, весёлые, охотничьи, пожарные и т.д.)
Узнавание предмета по эпитетам.
Зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Берёза).
2. Подбор действий к предмету.
Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает).
Подбор предмета к действиям.
На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце).
Подбор к действию объектов.
Кто и что плавает? Летает? (Рыба, самолёт, бабочка, листья).
3. Подбор обстоятельств.
Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно).
4.Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.
5.Подбор антонимов: большой – маленький, высокий – низкий, сладкий – кислый и т.п.
6.Нахождение пропущенных слов.
Пришёл почтальон, он принёс (…). Дворник взял метлу, он будет (…). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (…).
7. Распространение и дополнение предложений.
Дети идут (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево (Какое? Почему? Зачем? Когда?)
8.Составные части целого.
Дерево – ствол, сучья, ветки, корни, листья.
9.Составление предложения с определённым словом (или несколькими словами).
Проверяем словарь детей
- Слово – обобщение.
Как назвать, одним словом: Репа, картофель, свёкла, помидор? (ОВОЩИ)
- Назови домашних животных: кошка, собака, корова, свинья и т.д.
- Назови диких животных: лиса, заяц, корова, свинья и т. д.
- Объясни слова: аквариум, ледокол, молния, холодильник, пылесос, винегрет, зоопарк и т.д.
- Знание детёнышей животных: у коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у собаки – щенок и т.д.
- Профессии: тракторист, парикмахер, продавец, кассир, почтальон, швея, шофёр и др.
Части целого предмета:
Чайник – носик, донышко, ручка, крышка.
Стул – спинка, сидение, ножки.
- Геометрические формы: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.
- Антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий и т.п.
- Кто как кричит: собака – лает, кошка – мяукает, голубь – воркует…
- Глаголы – антонимы: завязать – развязать, входить – выходить и т.п.
- Глаголы (что делает?): спит, сверкает, бегает, льёт, сидит и др.
Играйте с детьми.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имён мальчиков)»
Раз, и два, и три, четыре –
Всё мы знаем в этом мире!
Цель: расширение словарного запаса детей за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками, бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Животные и их детёныши»
Человеческие дети
Знают всех зверят на свете.
Цель: закрепление в речи детей названия детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча, сидя на ковре.
У тигра – тигрёнок у медведя – медвежонок
У льва – львёнок у верблюда – верблюжонок
У слона – слонёнок у волка – волчонок
У оленя – оленёнок у зайца - зайчонок
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребёнка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь ребёнка, необходимо их многократное повторение.
Допустим, взрослый рассматривает с ребёнком картинку. Правильно поставленные вопросы, заставляют ребёнка находить слова для обозначения качества и свойства предмета. А если он не знает названия каких-либо предметов и их качеств, взрослый – внимательный слушатель и помощник – приходит ему на помощь. Но мало, только назвать слово, надо его закрепить и ввести в активный словарь, а для этого необходимо повторить это слово в сочетании с другими, тогда ребёнок его запомнит.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребёнок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать, и усваивать строй родной речи, начнут свободно пользовать эти слова в своей речи.
Вы прочитали ребёнку стихотворение И.З.Сурикова «Зима». Ребёнок запомнил строчку: «Белый снег пушистый». Через некоторое время взрослый предлагает ребёнку подумать о том, что ещё можно назвать словом «пушистый» (пушистый котёнок, пушистый воротник…). И это слово, повторяясь в разных образных сочетаниях, запоминается ребёнку, не удивительно, что он начинает сам употреблять его в своей речи.
О многих признаках предметов ребёнок узнаёт. Не знакомясь с самими предметами, а из речи взрослых. Это, главным образом, отвлечённые признаки, такие как «смелый», «храбрый», «отважный».
Все окружающие взрослые должны общаться с ребёнком посредством грамматически оформленной речи.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«КАК ПРАВИЛЬНО ПОЗНАКОМИТЬ
МАЛЫША С КНИГОЙ»
Подбирайте простые и понятные по содержанию книги, рекомендованные для детей младшего дошкольного возраста: красочные, с крупными изображениями, с прочными, картонными страницами для практического использования самим ребенком. Это могут быть стихи А.Л. Барто или К.И. Чуковского, коротенькие сказки - например, про Колобка или Курочку Рябу, всевозможные потешки. Для детского восприятия текста достаточно под картинкой - 1-2 строчки на страницу, если это сказка, если стихи - то лучше 1-2 четверостишия.
- Не торопитесь рассматривать сразу всю книгу
- Сначала просто перелистывайте страницы, познакомьте ребенка с ее героями
- Затем рассмотрите каждый разворот книги подробнее
- Начинайте рассматривание с более крупных и живых объектов, затем обратите внимание на мелкие предметы
- Текст прочитайте не менее двух раз
- При повторном чтении задавайте вопросы: «Кто, что это?», «Покажи мне», «Что делает?», «Куда пошел?», «Где у животного глазки, ушки, хвостик?», «Как зовут деток?»
- «Кто большой?», «Кто маленький?». Эти вопросы побуждают ребенка найти и показать изображение, строить простые предложения
- Предложите малышу дать имена животным из книги
- Обращайте внимание ребенка на время года, красоту природы, окружающие явления и предметы
- Беседуя по содержанию книги, произносите слова правильно, не искажая их, не имитируя речь малыша
- Побуждайте малыша сочувствовать и сопереживать по содержанию прочитанного
- Учите пользоваться жестами, мимикой, интонациями, сопровождать слова разнообразными действиями
- Попробуйте вместе сочинить сказку о ком-либо из персонажей
- Предложите малышу после рассматривания иллюстраций поиграть с игрушками-животными, «покормить их», погладить.
Помните! Речь ребенка развивается при активном общении с вами!
Учитель-логопед: Коровина Т.В.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«ЗАУЧИВАЕМ СТИХИ С МАЛЫШАМИ»
Заучивание стихов и потешек с участием рук и пальчиков дает возможность ребенку быстрее запоминать, развивается детское воображение и мыслительная деятельность малыша. Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст через движения.
Учитывайте советы для успешного запоминания:
- Занимайтесь только тогда, когда малыш здоров и спокоен.
- Сначала познакомьте малыша с содержанием книги, прочитайте стихи.
- Предложите выбрать одно стихотворение и прочитайте его 3-4 раза.
- Показывайте, как связать стихи с движениями.
- Не огорчайтесь, если не все сразу получается.
- Все движения показывайте вместе с ребенком.
- Хвалите его, даже если у него получается лишь одно-два движения.
- Главное, что вашему малышу будет интересно рассказывать веселый стишок и руками, и пальчиками «рисовать» к нему картинку, это доставит ему большую радость.
Чтение стихов и потешек с их четким ритмом помогает улучшить координацию движений у ребенка. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и связную речь.
Учитель-логопед: Коровина Т.В.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области
Консультация для родителей
Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»
Учитель-логопед Коровина Т.В.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно
и состоит из 4 этапов:
Этапы | Цель |
Первый Подготовительный | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей. |
Второй Постановка звуков | Добиться правильного звучания изолированного звука. |
Третий Автоматизация звуков | Добиться правильного произношения во фразовой речи. |
Четвертый Дифференциация звуков | Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Общие положения
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то, чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
- артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
- задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
- все задания выполняются до конца;
- занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи — это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда для успешного развития речи детей
Общие рекомендации родителям....
Рекомендации логопеда при выполнении домашних заданий для закрепления произносительных навыков.
Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логоп...
Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Семья"
Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: "Семья"...
Рекомендации логопеда родителям
В данной статье даются рекомендации родителям детей среднего и старшего дошкольного возраста....
рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
рекомендации логопеда родителям...
Рекомендации логопеда родителям на лето.
Презентация предназначена для родителей детей логопедической средней или старшей группы, также может быть использована для проведения родительского собрания на логопункте ДОУ. Содержит основные ...
Рекомендации логопеда
Для родителей...