Полифункциональное оборудование "Сороконожка"
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Полифункциональное пособие «Сороконожка»
для использования в разных видах детской активности
Пособие «Сороконожка» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель пособия:
– Создание условий для развития фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, крупной и мелкой моторики.
Задачи пособия:
– Создать условия для закрепления навыка правильной артикуляции звуков и правильного звукопроизношения;
– Создать условия для закрепления и развития умения работать над слоговой структурой слова.
– Создать условия для закрепления и формирования навыков звукового анализа и синтеза;
– Создать условия для закрепления и развития общих речевых навыков и грамматического строя речи;
– Создать условия для закрепления и развития фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.
Используемое оборудование:
– «Сороконожка» объемная мягкая игрушка, связанная из цветных ниток (цвета радуги). Игрушка состоит из восьми объемных кругов, набитых поролоном и связанных между собой цветными лентами; с лицевой стороны кругов пришиты прищепки для фиксации разных предметных картинок и карточек (с буквами и цифрами) (приложение 1), а с другой стороны - массажные коврики и шнуровки для массажа пальцев рук и развития мелкой моторики (приложение 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudogasheva_l.f.zip.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка-анкета участника
Ф.И.О. | Чудогашева Лариса Федоровна |
Название образовательного учреждения | МБДОУ «ЦРР д/с «Дельфин» |
Должность | Воспитатель группы компенсирующей направленности |
Контактная информация: телефон, е- mail | 8-983-377-0294 |
Пояснительная записка
Автор:
Чудогашева Лариса Федоровна
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка Детский сад «Дельфин»
Полифункциональное пособие «Сороконожка»
для использования в разных видах детской активности
Пособие «Сороконожка» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель пособия:
– Создание условий для развития фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, крупной и мелкой моторики.
Задачи пособия:
– Создать условия для закрепления навыка правильной артикуляции звуков и правильного звукопроизношения;
– Создать условия для закрепления и развития умения работать над слоговой структурой слова.
– Создать условия для закрепления и формирования навыков звукового анализа и синтеза;
– Создать условия для закрепления и развития общих речевых навыков и грамматического строя речи;
– Создать условия для закрепления и развития фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.
Используемое оборудование:
– «Сороконожка» объемная мягкая игрушка, связанная из цветных ниток (цвета радуги). Игрушка состоит из восьми объемных кругов, набитых поролоном и связанных между собой цветными лентами; с лицевой стороны кругов пришиты прищепки для фиксации разных предметных картинок и карточек (с буквами и цифрами) (приложение 1), а с другой стороны - массажные коврики и шнуровки для массажа пальцев рук и развития мелкой моторики (приложение 2).
Содержание пособия:
В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи). Пособие может использоваться для организации совместной деятельности педагога с обучающимися как в совместной деятельности в ходе режимных моментов, так и при организации непосредственно образовательной деятельности.
Пособие «Сороконожка» является содержательно-насыщенным, трансформируемым (приложение 3), полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Пособие обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников.
Педагог закрепляет картинки и предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику: «Парус», «Футбол», «Бегемотики», «Слоник», «Лягушки», «Змейка», «Ежик», «Индюк» и «Вкусное варенье» (приложение 4).
Дидактическая игра «Что лишнее?» (приложение 5)
Цель: создание условий для развития зрительного внимания, связной речи, мышления, закрепления знаний признаков разных времен года.
Педагог закрепляет четыре картинки с изображением разных времен года:
- Ежик с желтыми листьями на иголках.
- Расцвели подснежники, появились проталины.
- Грибы выросли под деревом.
- Идет уборка опавших листьев.
Дети должны назвать лишний признак и объяснить, почему он лишний.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (приложение 6)
Цель: создание условий для развития мышления, зрительного внимания, связной речи, дифференциации посуды (что из какого материала сделано), одежды, обуви, речных и аквариумных рыб, транспорта и т. д.
Педагог закрепляет четыре карточки с изображениями (по тематике), а дети должны назвать четвертый лишний и объяснить почему (чашка, сахарница, кастрюля, чайник и пр.)
Дидактическая игра «Что делает?» (приложение 7)
Цель: создание условий для развития связной речи, памяти, внимания и умения составлять простые предложения.
Педагог закрепляет предметные картинки, дети должны перечислить действия, которые можно выполнять с этими предметами (игрушки, фрукты, овощи ит.д.).
Дидактическая игра "Назови ласково" (приложение 8)
Цель: создание условий для развития связной речи, внимания, памяти, словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Педагог закрепляет карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, игрушек и т. д., дети называют ласково (горох-горошек, огурец - огурчик, яблоко - яблочко и т.д.)
Дидактическая игра «Что приготовим», «Какое это блюдо?» (приложение 9)
Цель: создание условий для развития зрительного внимания, памяти, мышления, связной речи и образования относительных прилагательных от существительных.
Педагог закрепляет карточки с изображение ягод, овощей и фруктов, дети называют что из этого можно приготовить.
(из картошки - картофельное пюре, из яблок - яблочный сок и т.д.),
1) Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
2) Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины и др.)?
3) Какой сок из ... (моркови, груши, сливы, апельсина и др.)?
Дидактическая игра «Кто чем питается?», «Кто как ест?» (приложение 10)
Цель: создание условий для развития зрительного внимания, памяти, связной речи, употребления творительного падежа имен существительных.
Педагог закрепляет карточки с изображением животных, дети называют кто чем питается (кошка - молоком, корова - травой, коза -...)
Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» (приложение 11)
Цель: создание условий для развития зрительного внимания, логического мышления, связной речи, согласования числительных с существительными.
- Порядковые числительные: первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина.
- Количественные числительные: один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.
Психоречевая гимнастика (приложение 12)
Цель: создание условий для развития слухового внимания, памяти, связной речи, произносительных навыков.
- Педагог закрепляет пять карточек: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
- Слоговой анализ слов: пирамидка, мозаика, неваляшка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.
- Повтори цепочку слов, пропустив лишнее (платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны и т.д.).
Упражнение на уточнение артикуляции и произношения звука (а) (приложение 13)
Цель: создание условий для формирования умения различать и правильно произноить звук (а), развивать речевую память и произносительные навыки.
- Характеристика звука (поется, значит гласный);
- Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: Аня, Алла, Ася, август, армия, азбука, астра и т д.
Дети выделяют звук (а) растянутым, длинным произношением;
- Повторение слоговых цепочек:
а-а-ам, а-а-ах, а-а-ав,а-а-ап;
а-а-ма, а-а-ха, а-а-ва, а-а-па;
ам-ав, ак-ап, а-ам-ав, а-ап-ах.
- Проговаривание слов, начинающихся со звука (а). Педагог закрепляет карточки, дети называют только те, которые начинаются со звука (а): утка, арбуз, аист, иголка, апельсин, ананас, усы, автобус, удочка, аквариум.
Дидактическая игра «Назови гласные» (приложение 14)
Цель: создание условий для совершенствования навыков фонематического анализа, развития зрительного внимания, памяти.
Педагог закрепляет карточки с изображением игрушек, овощей, фруктов и др., дети внимательно смотрят и называют гласные, которые есть в этих словах. (мяч, пирамидка, кукла, машина и др.)
Дидактическая игра «Ателье» (приложение 15)
Цель: создание условий для развития зрительного внимания, совершенствования грамматического строя речи, образования относительных прилагательных.
Педагог закрепляет изображение одежды, выполненной из различных тканей: шелковое платье, шерстяной костюм, меховая шуба, драповое пальто, бархатная юбка, ситцевый сарафан, фланелевый халат.
Педагог предлагает детям рассмотреть одежду и вспомнить название тканей, из которых она сшита. После этого дети «покупают» одежду, если им удается образовать относительные прилагательные:
- Я хочу купить платье из шелка - шелковое платье и т.д.
Дидактическая игра «Раздели и забери» (приложение 16)
Цель: создание условий для развития слухового внимания, памяти, речевой активности, совершенствования навыка слогового анализа.
Педагог закрепляет карточки с изображением игрушек, транспорта, времени года, овощей, фруктов и пр. и предлагает детям разделить слова на слоги. (гру-зо-вик, че-ре-па-ха, у-лит-ка, вер-то-лет и т.д.)
Методические рекомендации по реализации игры:
Этот вариант игр составлен для детей старшего дошкольного возраста. Для детей подготовительной группы задания можно усложнять.
В дидактическую игру «Четвертый лишний» можно добавить употребление сложноподчиненных предложений, в дидактическую игру «Раздели и забери» заменить на игру «Поймай и раздели» (в игру вводится мяч).
Дидактическая игра «Назови гласные» заменить на игру «Назови согласные» (синий и зеленый квадраты, в зависимости от того, какой звук в данный момент изучают, дети могут дифференцировать твердое и мягкое произношение заданного звука).
Схемы размещения заданного звука в слове. Здесь дети могут поупражняться в подборе слов с заданным звуком в начале, в конце или в середине слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - презентация " Полифункциональные материалы для детей раннего возраста "
Данные пособия разработаны нами для работы с детьми раннего возраста .С использованием палочек КЮИЗЕНЕРА ....
Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальным полифункциональными материалами
Технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)...
Полифункциональный материал - палочки Кюизенера в сказках.
На основе полифункциональго материала - палочки Кюизенера я разработала методический материал по сказкам . Каждому герою сказки соответствует своя палочка или несколько . В игре дети изучают сказки и ...
Статья:использование полифункционального материала в группах раннего возраста.
Логические блоки Дьенеша Возраст от 2 до 3 лет называют “годом большого скачка”. И действительно ,между ...
Учебно-методическое пособие-полифункциональные материалы для детей раннего возраста
Цветные палочки Кюизенера . Ме...
Авторское полифункциональное дидактическое пособие «Буратино-альпинист»
В процессе работы с детьми по коррекции звукопроизношения, встречается много трудностей, связанных с:* однотипностью предлагаемого материала по автоматизации звуков;* многоразовым проговариванием одно...