Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова
консультация по логопедии по теме
Работа по предупреждению нарушения слоговой структуры слова может осуществлятся родителями с помощью специальных дидактических игр и упражнений и в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_roditeley_dlya_assotsiats_tvorcheskih_ped._rossii.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 62»
Консультация для родителей.
«Работа с детьми по предупреждению нарушения
слоговой структуры слова».
Автор: учитель – логопед
Загорюк Ирина Геннадьевна
г. Бийск, 2016
Цели: - познакомить родителей с содержанием логопедической
работы по развитию слоговой структуры слова;
- познакомить с играми и упражнениями, которые можно
выполнять с детьми дома;
- формировать правильный подход родителей к трудностям
детей в овладении языковыми процессами.
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов (элизия – сокращение, пропуск) слогов: моток-молоток; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава - трава)
- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе - дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот- бегемот)
- Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута - капуста; вставка согласных в слог: лимонт - лимон)
- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан - капитан)
- Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама - панама)
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко - слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
- Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
- Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
- Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
- «Веселые инструменты». Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
- «Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
- Упражнения на развитие координации рук:
- пальчиковые гимнастики
- «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками - ногами).
- «Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
- Графические упражнения.
«Продолжи строчку» «Выложи орнамент» , « Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
- Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок»
- Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».
8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
- «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
- «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
- Игры, направленные на формирование чувства рифмы.
- «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)
- «Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры слова» (из опыта работы логопеда Шустерман Марины Леонидовны)
эта разработка может помочь начинающему логопеду...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Методика работы по формированию слоговой структуры слова....
Памятка для родителей "Предупреждение нарушения слоговой структуры слова у детей"
Памятка для родителей:По предупреждению нарушения слоговой структуры слова у детейНарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...