Игры на обогощение словарного запаса детей
картотека по логопедии по теме
Проблемы речевого развития детей всегда являлись актуальными. Во все времена этому вопросу уделялось большое внимание, его подробно изучали. Речь - одно из важнейших условий становления каждого человека как личности. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА ОБОГОЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Кто как разговаривает?
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова- мычит
Тигр - рычит
Змея - шипит
Комар - пищит
Собака - лает
Волк - воет
Утка - крякает
Свинья - хрюкает
Кто как передвигается?
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:
-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
Горячий – холодный
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый
Кто может совершать эти действия?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Назови части целого
Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.
Ход: Возможны два варианта: по картинке, по представлению.
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет
(животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы.
Дом - ..., дерево- ..., корова - ...
Чья голова?
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
Образуй слова
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Ход;
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
Что бывает круглым?
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
Назови ласково
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Назови части целого
Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.
Ход: Возможны два варианта: по картинке, по представлению.
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет
(животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы.
Дом - ..., дерево- ..., корова - ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактиеская игра по развитию словарного запаса детей с ОНР
Представлена дидактическая игра, с целью обучения детей с ОНР словам действиям....

Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста
К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...
Игры на обогощение словарного запаса
Картотека...