Игры на обогощение словарного запаса детей
картотека по логопедии по теме

Полковникова Анастасия Алексеевна

Проблемы речевого развития детей всегда являлись актуальными. Во все времена этому вопросу уделялось большое внимание, его подробно изучали. Речь - одно из важнейших условий становления каждого человека как личности. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_obogoshchenie_slovarnogo_zapasa.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА ОБОГОЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Кто как разговаривает?

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова-  мычит

Тигр -  рычит

Змея - шипит

Комар -  пищит

Собака - лает

Волк - воет

Утка - крякает

Свинья - хрюкает

Кто как передвигается? 

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:

-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Горячий – холодный

 Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети:

Горячий-холодный

Хороший-плохой

Умный-глупый

Весёлый-грустный

Острый-тупой

Гладкий-шероховатый

Кто может совершать эти действия?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети:

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Назови части целого

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. 

Ход: Возможны два варианта: по картинке, по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет
(животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы.

Дом - ..., дерево- ..., корова - ... 

Чья голова? 

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

Образуй слова

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Ход;

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

Что бывает круглым?

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Назови ласково

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

 Назови части целого

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. 

Ход: Возможны два варианта: по картинке, по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет
(животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы.

Дом - ..., дерево- ..., корова - ... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактиеская игра по развитию словарного запаса детей с ОНР

Представлена дидактическая игра, с целью обучения детей с ОНР словам действиям....

Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста

К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...

Игры на обогащение словарного запаса детей

Игры на обогощение словарного запаса...

Игры для расширения словарного запаса детей

Словесные игры для развития речи детей....

Игры на обогащение словарного запаса детей

Обогащение словарного запаса детей...