Я сам логопед своёму ребёнку
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Педагогический проект "Я сам логопед своему ребёнку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_sam_svoemu_rebyonku_logoped.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 "Колобок" г. Ртищево Саратовской области»
Педагогический проект
«Я сам логопед своему ребёнку».
2016 г.
Актуальность.
Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:
Родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.
Родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. А ведь развивать речь детей можно не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.
Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.
Объект проекта: коррекция речи дошкольников.
Предмет проекта: взаимодействие учителя — логопеда и родителей
Срок реализации проекта: сентябрь - май.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и родители дошкольников подготовительных групп.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- Изучить уровень педагогической компетентности и запросы родителей по вопросам речевого развития ребенка;
- Разработать перспективный план работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
- Познакомить родителей с результатами речевого развития детей, подобрать книги для занятий с детьми в домашних условиях (презентация);
- Разработать и провести мероприятия для родителей по вопросам речевого развития детей;
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
- Изучить динамику речевого развития детей с целью определения эффективности работы с родителями;
- Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.
Возможные риски:
- Нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах и консультациях.
Проектный продукт:
- Разработанные информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
- Презентация родителями книг и игр (в том числе, изготовленных родителями) для занятий с детьми в домашних условиях.
- Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.
Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
I Этап: Информационно-аналитический
Задачи:
- Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
- Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;
- Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.
Содержание работы:
1. Для определения уровня педагогической компетентности родителей проводится:
- анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».
- консультация для родителей: «Поверь в своё дитя».
- индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:
- Представление родителей об особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
- Способность родителей организовать, поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;
- Желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;
- Результат взаимодействия с логопедом и воспитателем, который родитель определяет самостоятельно для себя.
2. Подбор и изучение методической литературы и материалов в интернет - ресурсах;
3. Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности
II этап основной (практический).
Задачи:
- Апробировать систему методических мероприятий, разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с речевыми нарушениями;
- Организация взаимодействия родителей и учителя - логопеда в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями, привлекаемыми в данный процесс.
Мероприятия:
1. Проведение системы методических консультаций для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
2. Представление картотеки: «Я — домашний логопед».
3. Проведение совместных мероприятий с воспитателями подготовительных групп.
4. Ведение рубрики «Советы логопеда» в газете ДОУ «ДИТя»
III этап заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
- Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
- Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание работы:
- Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту»
- Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец года.
- Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Родительские собрания. (3 раза в год)
- Домашние задания. (возможность родителей проследить динамику речевого развития ребёнка, участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец учебного года).
- Домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку». (информация в логопедическом уголке 1 раз в месяц.)
- Родительские пятиминутки. (родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
- Консультации — практикумы. (совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических папках).
- Праздники и развлечения. (праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.)
- Публикации в газете «ДИТя», (практические советы по проблемам речевого развития ребенка: грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции).
- Презентация: «Умелые руки для послушного язычка». (Согласно плана)
- Почтовый ящик: «Задай вопрос специалисту». Позволяет осуществлять связь с родителями. Данный вид взаимодействия необходим для сильно занятых родителей, не имеющих возможность лично встретится с логопедом, а также стесняющихся задать тот или иной вопрос. (Весь учебный год)
- Вспомогательные наглядные средства: (информационные стенды; тематические выставки книг; памятки, образцы выполненных заданий, буклеты).
Перспективный план реализации проекта.
I Этап: Информационно-аналитический
АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ
- Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
- Беседа с родителями. Изучение мотивов, движущих родителями, разделение их на группы для выявления преобладающих.
- Подбор и изучение методической литературы.
- Консультация для родителей: «Поверь в своё дитя»
- Родительское собрание: «Результаты диагностики речевого развития детей. Взаимосвязь учителя — логопеда и родителей для эффективности коррекционно-образовательного процесса
ІІ Этап: Практический
ОКТЯБРЬ
- Домашние задания. (еженедельно). В папках даются образцы правильно выполненных домашних заданий
- Публикация в газете «ДИТя»: «Игры и игровые приёмы при обучении детей грамоте»
- Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).
- Информационные листы в логопедическом уголке: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».
НОЯБРЬ
- Домашние задания.
- Домашняя игротека.
- Заочная консультация-распечатка с рекомендациями «Играем дома. Дыхательная гимнастика с использованием игр».
- Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
ДЕКАБРЬ
- Родительское собрание. Семинар – практикум для родителей: «Домашняя игротека». Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи.
- Подготовка и проведение конкурса: «Лучшая новогодняя сказка».
ЯНВАРЬ
- Домашние задания. (еженедельно).
- Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).
- Информационные листы в логопедическом уголке
- Публикация в газете «ДИТя»: «Домашняя игротека — для развития мелкой моторики дошкольников».
ФЕВРАЛЬ
- «День открытых дверей». Открытое коррекционно — развивающее занятие по развитию речи «Зимующие птицы»
- Родительское собрание «Наши первые победы»
МАРТ
- Презентация игр, изготовленных родителями для занятий с детьми в домашних условиях «Умелые руки для послушного язычка».
АПРЕЛЬ
- Подготовка консультации для родителей: «Систематический контроль за поставленными звуками».
- Родительские пятиминутки (консультирование по запросам родителей)
- Публикация в газете «ДИТя».
- Совместный речевой досуг — развлечение «Праздник правильной и красивой речи».
III Этап: Контрольно-диагностический
МАЙ
- Итоговое анкетирование родителей.
- Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития по окончанию реализации педагогического проекта.
- Беседа с родителями. Сравнение итоговых результатов с первичными.
- Транслирование опыта. Предоставление материалов и результатов педагогического проекта на педагогическом совет в ДОУ.
Ожидаемый результаты:
При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:
1. Активное включение родителей в родительский клуб.
2. Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения, возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.
3. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
4. Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.
Перспективы:
- Создание логопедического сайта для родителей.
Разделы:
«Методическая копилка». В данном разделе размещается материал в виде всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий.
Предлагаемые игры и упражнения позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе не затрачивая дополнительного времени на поиск и подбор нужной информации.
«Артикуляционная гимнастика». В данном разделе родители смогут самостоятельно познакомится с артикуляционной гимнастикой.
«Советы логопеда». Данный раздел позволит получить больше информации для родителей, которые интересуются какими-либо вопросами по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"
Консультации для родителей не должны вызывать зевоту и поглядывание на часы. Предложенный материал можно и не использовать целиком, а сделать краткую выборку теоретического материала. А вот анкету про...
"Что надо знать о своём ребёнке?"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"
Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"...
консультация "Что надо знать о своём ребёнке"
помочь разобратся,сравнивать возможности и достижения ребёнка с требованиями...
Родительское собрание по теме: «Что мы знаем о своём ребёнке?»
Родительское собрание проводилось в форме круглого стола. Направлено на решение здоровьесберегающих задач....
Родительское собрание "Что мы знаем о своём ребёнке?"
Предоставленный материал поможет осуществлять психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных вз...