Пособие для логопедов, воспитателей, родителей "Дует, дует ветерок..."
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Для детей с нарушением речи характерно поверхностное дыхание, неплавный, непродолжительный выдох, тихий, немодулированный голос. Все это влияет на разборчивость речи ребенка.
В работе с детьми с нарушениями речи необходимо проводить упражнения, направленные на развитие нижнедиафрагмального дыхания, на дифференциацию носового и ротового дыхания, на формирование длительного сильного ротового выдоха, на формирование воздушной струи, идущей посередине языка, на формирование речевого дыхания (дыхание+речь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_dyhanie.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функцию (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Вдох при речи более короткий и более глубокий. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь . Для детей с нарушением речи характерно поверхностное дыхание, неплавный, непродолжительный выдох, тихий, немодулированный голос. Все это влияет на разборчивость речи ребенка. В работе с детьми с нарушениями речи необходимо проводить упражнения, направленные на развитие нижнедиафрагмального дыхания, на дифференциацию носового и ротового дыхания, на формирование длительного сильного ротового выдоха, на формирование воздушной струи, идущей посередине языка, на формирование речевого дыхания ( дыхание+речь ).
Цель: совершенствование функции внешнего дыхания, освоение первичных приемов дыхательной гимнастики. Описание: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку. Бегемотик Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох) .
Цель: дифференциация носового и ротового дыхания. Описание: «Аромат цветов» Рот закрыт, дыхание носом. «Собачка устала» Рот открыт, дыхание ртом.
Бульбульки Цель: развитие длительного плавного ротового выдоха, активизация губных мышц. Описание: вдох через нос, на выдохе дуть через трубочку в стакан с водой, пуская пузырьки. Можно устроить соревнование «У кого пузырьков больше?», «Кто не расплескает воду из стакана?» и др.
Веселый праздник Цель: развитие сильного продолжительного ротового выдоха. Описание: На празднике надувают шарики, дудят в дудки, пускают мыльные пузыри. Что еще бывает на празднике?
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Описание : Вдох носом, на выдохе продолжительно дуть на предмет, вытянув губы «трубочкой» . Щеки не надуваются. Подуй на горячий чай Задуй свечки на торте Цель: развитие длительной воздушной струи, идущей посередине языка. Описание: Открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и как бы произнося Ф-Ф подуть на свечку(следить, чтобы нижняя губы не натягивалась на нижние зубы, щеки не надувались, ребенок не произносил Х-Х вместо Ф-Ф)
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Описание : На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.: «Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!» Игру можно усложнить, предложив детям соревнование, чей кораблик быстрее окажется на другом берегу. Кораблик
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Описание : Вдох носом, на выдохе сильно и продолжительно дуть на листья, шишки, вытянув губы «трубочкой». Щеки не надуваются. Подуй на листочки (шишечки)
Цель: развитие сильного выдоха; активизация губных мышц. Описание : Вдох носом, на выдохе сильно подуть на бабочку, вытянув губы «трубочкой». Щеки не надуваются. Бабочка, лети
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Описание : Вдох носом, на выдохе сильно и продолжительно дуть на предмет, вытянув губы «трубочкой». Щеки не надуваются. Вертушка Подуй на волосики
Подуй на снежинку Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц., развитие длительной воздушной струи, идущей по середине языка. Описание : 1 вар. Вдох носом, на выдохе сильно и продолжительно дуть на снежинку, вытянув губы «трубочкой». Щеки не надуваются. 2 вар. Открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и как бы произнося Ф-Ф подуть на ватку или на снежинку (следить, чтобы нижняя губы не натягивалась на нижние зубы, щеки не надувались, ребенок не произносил Х-Х вместо Ф-Ф)
Цель: развитие плавного продолжительного ротового выдоха, активизация губных мышц. Описание: 1 вар. Вдох носом, на выдохе дуть, вытягивая губы, в открытое окошко на шторки. 2 вар. Вдох носом, на выдохе дуть в свисток, «полицейский охраняет дом». Мой дом
Настольный футбол 1 вар. Цель: развитие сильного длительного направленного выдоха. Описание: Вдох носом, на выдохе дуть через вытянутые губы на шарик, стараясь попасть в ворота. 2 вар. Цель: развитие длительной сильной воздушной струи, идущей по середине языка. Описание: Открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и как бы произнося Ф-Ф подуть на шарик, стараясь попасть в ворота.
Дирижер Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, зрительного внимания, силы и высоты голоса. Описание: Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек (символы гласных звуков), а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос. 2 вар. Дети пропевают гласные тихо или громко в зависимости от жеста педагога. 3 вар. Дети пропевают гласные высоким или низким голосом в зависимости от жеста педагога.
Мы резали, клеили И игру себе делали!
Литература Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников.- М., 2004. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.- М., 1983. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. - 2005, N 2. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок: Дидактический материал по логопедии. - М., 1999. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос , 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Все о звуке [К].Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей Часть II
Недостатки произношения звука [К], приемы постановки. Автоматизация в картинках. В последнее время все чаще встречаются случаи нарушения произношения звука [К], в каждом новом на...
Все о звуке [К]. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей (в двух частях)
Недостатки произношения звука [К], приемы постановки. Автоматизация в картинках. В последнее время все чаще встречаются случаи нарушения произношения звука [К], в каждом новом на...
Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе группу ...
Пособие для логопедов, воспитателей, родителей "Артикуляционная гимнастика"
Цель, описание, стихотворное, наглядное и фотосопровожнеие основных артикуляционных упражнений...
Пособие для логопедов, воспитателей, родителей "Мимическая гимнастика"
В пособии раскрывается: зачем нужна мимическая гимнастика, рекомендации к выполнению мимической гимнастики, упражнения на развитие мимических мышц (цель, описание, стихотворение, наглядное изображение...
Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой. Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
В данном пособии предложены артикуляционные сказки с применением биоэнергопластики. Игровая форма проведения артикуляционных упражнений способствует более успешной работе по подготовке органов артикул...
Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР «ЗВУКОБУК»
Паспорт пособияТема Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста «ЗВУКОБУК» АвторыУчител...