консультация для родителей Развитие речи детей 4-5 лет
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
буклет содержит рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста по развитию активной речи, звукопроизношения, дыхания и ритма речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации для родителей | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированные движения органов артикуляции
Мы прижмем язык зубами – та-та-та,
У кого четыре лапы? У кота!
А теперь сожмём мы губы – па-па-па.
Песенки припев весёлый – па-па-па!
Язык кверху – ша-ша-ша,
Очень песня хороша.
Язык книзу – са-са-са,
Зазвенели голоса.
Развитие речевого дыхания
Упражнение «Ныряльщики»
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.
(Ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз)
Игра «Дятел»
Произносим слова:
Дятел клювом дуб долбит,
На весь лес он стучит.
(«д-д-д...» постукивающие движения кулаком о кулак)
Игра «Дождик»
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва…
Кап, кап, кап, кап.
(сопровождаем слова медленными хлопками.)
Стали капли поспевать.
Капля каплю подгонять -
Кап, кап, кап, кап
(хлопки учащаются.)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем
(поднимаем руки над головой, имитируя зонтик.)
Развитие фонематического слуха
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А.
Астра, азбука, айва.
(Н. Костарёв)
Осёл в кустах осу нашёл.
Надев очки, глядит осёл.
Кто это? Птица? Тигр? Лиса?
Осла ужалила оса.
(Г. Сапгир)
Улитка просит Уточку:
– Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула –
Уклейку – рыбку вынула.
(Г. Сапгир)
Для развития речи детей огромное значение имеет развитие тонкой моторики руки – дифференцированных движений пальцев и кисти ребенка, а также точные и правильные движения органов артикуляции. От этих компонентов напрямую зависит правильность и красота речи ребенка.
Словарный запас
К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).
В этом возрасте детей нужно учить активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, означающие временные и пространственные понятия.
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик…
А ещё машина, мяч,
Самолетик и тягач…
Кукла, формы для песка,
Заводная есть юла…
Неваляшка не лежит,
А качается, звенит.
Катится машина, даже без бензина.
Мячик скачет, кукла спит,
Шар воздушный вверх летит,
А юла жужжит, юлит…
Грамматический строй речи
Дети четырех лет пользуются более
усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Нужно учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
Кто где живет?
Туча – в небе
Дождик – в туче,
Жук в большой песчаной куче
Стриж – в гнезде,
Оса – в дупле,
Дождевой червяк в земле,
В доме – кошка,
В норе – мышка,
А в капусте кочерыжка!
(М. Яснов)
Доскажи словечко
Самолётом правит… лётчик,
Трактор водит… тракторист,
Электричку – …машинист,
Стены выкрасил…маляр,
Доску выстрогал…столяр,
В доме свет провёл…монтёр,
В шахте трудится…шахтёр,
В жаркой кузнице –…кузнец,
За прилавком – …продавец
Кто всё знает – молодец!
(А. Шибаев)
Звукопроизношение
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
- исчезает смягченное произношение согласных;
- многие звуки произносятся более правильно и четко;
- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д
- исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.
Жук жужжит:
- Я шёл и шёл
Жёлтый камешек нашёл
«Это жёлудь, ты не прав»
- Говорит жуку жираф.
Что ж, повесь его на сук.
Говорит жирафу жук.
Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой чищу зубы.
Этой щёткой, - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....