консультация для родителей Развитие речи детей 4-5 лет
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Жданова Ольга Алексеевна

буклет содержит рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста по развитию активной речи, звукопроизношения, дыхания и ритма речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации для родителей42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные движения органов артикуляции

Мы прижмем язык зубами – та-та-та,

У кого четыре лапы? У кота!

А теперь сожмём мы губы – па-па-па.

Песенки припев весёлый – па-па-па!

Язык кверху – ша-ша-ша,

Очень песня хороша.

Язык книзу – са-са-са,

Зазвенели голоса.

Развитие речевого дыхания

Упражнение «Ныряльщики»

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

(Ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз)

Игра «Дятел»

Произносим слова:

Дятел клювом дуб долбит,

На весь лес он стучит.

(«д-д-д...» постукивающие движения кулаком о кулак)

Игра «Дождик»

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва…

Кап, кап, кап, кап.

(сопровождаем слова медленными хлопками.)

Стали капли поспевать.

Капля каплю подгонять -

Кап, кап, кап, кап  

(хлопки учащаются.)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем

(поднимаем руки над головой, имитируя зонтик.)

Развитие фонематического слуха

Астра, азбука, айва

Начинаются на А.

И кончаются на А.

Астра, азбука, айва. 

(Н. Костарёв)

Осёл в кустах осу нашёл.

Надев очки, глядит осёл.

Кто это? Птица? Тигр? Лиса?

Осла ужалила оса.

(Г. Сапгир)

Улитка просит Уточку:

 Закинь-ка в речку удочку.

Уточка закинула –

Уклейку – рыбку вынула.

(Г. Сапгир)

Для развития речи детей огромное значение имеет развитие тонкой моторики руки – дифференцированных движений пальцев и кисти ребенка, а также точные и правильные движения органов артикуляции. От этих компонентов напрямую зависит правильность и красота речи ребенка.

Словарный запас

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

В этом возрасте детей нужно учить активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, означающие временные и пространственные понятия.

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик…

А ещё машина, мяч,

Самолетик и тягач…

Кукла, формы для песка,

Заводная есть юла…

Неваляшка не лежит,

А качается, звенит.

Катится машина, даже без бензина.

Мячик скачет, кукла спит,

Шар воздушный вверх летит,

А юла жужжит, юлит…

Грамматический строй речи

Дети четырех лет пользуются более

усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Нужно  учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Кто где живет?

Туча – в небе

Дождик – в туче,

Жук в большой песчаной куче

Стриж – в гнезде,

Оса – в дупле,

Дождевой червяк в земле,

В доме – кошка,

В норе – мышка,

А в капусте кочерыжка!

(М. Яснов)

Доскажи  словечко

Самолётом правит… лётчик,

Трактор водит… тракторист,

Электричку – …машинист,

Стены выкрасил…маляр,

Доску выстрогал…столяр,

В доме свет провёл…монтёр,

В шахте трудится…шахтёр,

В жаркой кузнице –…кузнец,

За прилавком – …продавец

Кто всё знает – молодец!

(А. Шибаев)

Звукопроизношение

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных;
  • многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч,  щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Жук жужжит:

 - Я шёл и шёл

Жёлтый камешек нашёл

«Это жёлудь, ты не прав»

 - Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук.

Говорит жирафу жук.

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу:

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой, - башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....