Картотеки
материал по логопедии (старшая группа) по теме
В помощь логопеду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека "Артикуляционная гимнастика" | 691.5 КБ |
Картотека "Пальчиковая гимнастика" | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №1 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №2 |
Ах, какое наслажденье Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.Выполнять упражнение 8-10 раз.
| Вот грибок на тонкой ножке - Ты клади его в лукошко! Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №3 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №4 |
Ловко кисточкой забор Красят Петя и Егор. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
| У щенка - малютки Уже большие зубки. Как покажет их Трезорка, Сразу в дом бежит Егорка. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №5 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №6 |
Язычок наш молодец, Достает он леденец!
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка. 2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными. | Широко разинув рот, Зевает толстый бегемот. А веселая мартышка, Губы сжав, Читает книжку. Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №7 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №8 |
Смастерим мы дудочку, Дудочку-погудочку. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.
| Собираем мы без спешки, Словно белочка, орешки. Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №9 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №10 |
Наливаем воду в бочку - Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом. Проделать упражнение 8-10 раз.
| Не нужны сейчас улыбки - Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №11 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №12 |
Мы печем, печем блиночки И для сына, и для дочки. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя». Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.
| Петя встал сегодня рано И стучит по барабану. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д…» - сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №13 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №14 |
На лошадках по дорожке Скачут Аня и Сережка. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)
| Тик-так, тик-так - Ходят часики - Вот так! Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №15 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №16 |
На качелях мы качались И друг другу улыбались! Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4-6 раз. | Мы с моей подружкой Светкой Жуем мятные конфетки. Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать» передними зубами кончик языка. Язык широкий. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №17 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №18 |
Ходят по двору подружки - Две болтливые индюшки. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться «бл-бл-бл…».
| Обезьянка, бегемотик - Все водой полощут ротик. Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №19 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №20 |
И-У, И-У, И-У Взяли в садик мы дуду. Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6-7 раз.
| На нижней губке язычок Расстелим, как половичок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №21 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №22 |
Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке! Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. | Как волшебник, наш Николка - Лопатку превратил в иголку. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6-8 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №23 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №24 |
Лида, Оля и Наташка Пили молоко из чашки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх. Выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз. | Поиграть тебе охота? Загоняем мяч в ворота. Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка. Выполнять упражнение 6-8 раз. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №25 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №26 |
По утрам мы чистим зубки, Любим песенки и шутки. Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо. | Потолок покрасил гномик, Приглашает нас в свой домик. Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №27 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №28 |
Шарик лопнул у Танюшки - Плачет бедная девчушка. Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
| Заводи мотор, пилот! Пусть взлетает самолет Дррррррррр … Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр…». Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №29 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №30 |
Стучат колеса: т-т-т-т В вагоне едем я и ты. Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить «ттттттт…». Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.
| Быстро по реке плывет И гудит наш пароход - «ыыыы»! Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» - имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №31 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №32 |
Язычок играет в прятки - Поиграйте с ним, ребятки! Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз в медленном темпе.
| Чистить зубки тщательно Всем деткам обязательно Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №33 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №34 |
С братом мы возьмем насос - Будет праздник для колес: Подкачаем шины Папиной машины. Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. | Лопаткой ямку я копаю, Цветы иголкой вышиваю. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6-8 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №35 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №36 |
Кормит ласточка птенцов - Голосистых молодцов. Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5-7 раз.
| Ветер дул на одуванчик - Разлетелся сарафанчик. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4-6 раз.
| ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №37 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №38 |
Юля бублик быстро съела, Земляничку захотела. Округлить губы как при произнесении звука «о». Затем имитировать захват губами ягоды земляники. Выполнять упражнение 4-6 раз.
| Мурка спинку выгибает, Глазки щурит и зевает. Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка. Выполнять упражнение 4-6 раз. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №39 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №40 |
Кошка сердится на Машу: Хочет рыбку, а не кашу. Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнять упражнение 3-5 раз. | Кашку манную мы ели И добавки захотели. Хобот вытянул слоненок, Плачет великан - ребенок. Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням-ням-ням…» Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууу…». Чередовать движения 4-6 раз. | ||
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА №41 | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА | КАРТОЧКА 42 |
1. Сосет апельсиновый сок Из трубочки мамин сынок. Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.
2. Бобик с мясом съел картошку, Вылизал большую плошку. Имитировать вылизывание плошки языком. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек. | Тарелку вылизал щеночек, Колбаски просит он кусочек. Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...