Консультация "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии на тему
Консультация для воспитателей, которая рассказывает о том, что такое артикуляционная гимнастика, ее важности для речевого развития детей, видах и правилах выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.32 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель-логопед: Терновская С.А.
Консультация для воспитателей
Артикуляционная гимнастика
Важным средством речевого развития, профилактики и коррекции нарушений речи детей является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения способствуют развитию подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных по ложений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Правила выполнения артикуляционной гимнастки.
Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать, лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребенка, чтобы все движения он совершал «мягким» языком и «нежными» губами,
При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими рече выми мышцами.
Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ре бенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направ лен в самые зубы.
Упражнения выполняются без напряжения в спокойном темпе.
Упражнения не должны доводить орган до утомления. Первым признаком утомления явля ется снижение качества движений, что и служит показанием к временному прекращению данно го упражнения.
На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
Чаше хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не по лучается.
При разучивании упражнений необходимо отработать с ребенком 2-3 упражнения, а затем добавлять по одному.
Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по 4-5 упражнений.
Каждое упражнение нужно повторять не более пяти - шести раз.
Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения.
Артикуляционная гимнастика производится ежедневно или несколько раз в день по инст рукции логопеда.
Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий н терпения.
Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный на строй, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно вы полнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, картинки, сказочных героев, стихотворные тексты.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения.
Артикуляционную гимнастку целесообразно проводить как на занятиях, так и вo время свободной деятельности детей. В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становят ся более точными.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Поэтому предлагаемые упражнения могут использоваться, начиная с раннего воз раста в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза симптоматики.
Артикуляционная гимнастика делится:
- на общую артикуляционную гимнастику;
- артикуляционную гимнастику для различных групп звуков;
- артикуляционную гимнастику с тренировкой выдоха.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...