Развитие словаря у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему
Рассказывается о том, как можно обследовать словарь дошкольников и как его развивать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.
Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.
Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.
Особенности развития словарного запаса дошкольников
На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.
В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:
- названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
- слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;
В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.
В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:
- слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
- оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
- пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка. Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;
В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:
- лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
- простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
- слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;
Наблюдая за развитием словарного запаса дошкольников, специалисты выделили моменты, на которые необходимо обращать внимание.
Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи
Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо уделять больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.
Активный и пассивный словарный запас
Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие таких слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.
Развиваем словарный запас дошкольника
Читаем с ребёнком
Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:
- чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию;
- обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.
Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.
Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.
Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.
Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников
На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, была составлена методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент.
1. Исследование пассивного словаря
Для анализа особенностей пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой педагогом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны. В список слов 52 имени существительных, 26 глаголов, 12 имен прилагательных. Картинный материал можно использовать из пособия И.В. Баранникова, Л.А. Варковицкой и/или О.Б. Иншаковой. В список были включены слова, без знания и использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими затруднено.
Детям предъявляются картинки с изображениями:
1. овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;
2. одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;
3. обуви: ботинки, сапоги, туфли:
4. предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;
5. транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;
6. людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;
7. логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;
8. эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;
9. величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);
10. качеств: грязные, чистые;
11. конфигурации: прямая, кривая;
12. занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;
13. бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;
14. профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.
В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.
2. Исследование активного словаря
Для выявления объема активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями используется называние картинок.
Материалом является тот же набор картинок, что и в задании 1. В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».
3. Исследование антонимии
Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.
Материалом являются слова-стимулы:
1) существительные: горе, день, друг, смелость;
2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий;
3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.
4. Исследование синонимии
Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.
Материалом являются слова-стимулы:
1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;
2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;
3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.
5. Исследование объяснения значения слова
Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).
Детям предлагается объяснить значение:
* 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;
* 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;
* 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;
* 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.
6. Свободный ассоциативный эксперимент
Методика ассоциативного эксперимента предполагает последовательное предъявление слов-стимулов, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов и относятся к разным частям речи. При этом имена существительные обозначают, как конкретные предметы (стол), так и абстрактные понятия (смелостьПроцедура исследования: ребенку предлагается назвать первое пришедшее в голову слово в ответ на предъявленное слово-стимул. Задание проводится в соответствии с особенностями проведения ассоциативного эксперимента. Перед началом эксперимента детям дается инструкция: «Внимательно послушай слово, которое я скажу и, как можно быстрее, ответь другим словом, которое первым придет в голову».
Материалом служат (существительные, прилагательные, глаголы): посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громкий.
Исследования состояния словаря младших дошкольников.
1.Звукоподражания. Как тикают часы? Как лает собака? Как кричит петух?
2.Существительные. Называние окружающих людей, предметов, животных и их детёнышей, растений, овощей, фруктов, частей тела человека и животных.
3.Глаголы, обозначающие некоторые трудовые процессы-мыть, стирать, гладить, лечить, взаимоотнощении-отдать, помочь, пожалеть.
4.Прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус.
5.Наречия-сейчас, близко, далеко, быстро, темно.
6.Местоимения, предлоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...
Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...
Доклад "Методика развития словаря у детей дошкольного возраста"
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть ...
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста
Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...