Подготовка руки к письму.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данная презентация раскрывает вопросы организации работы по подготовке детской руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_podgotovka_ruki_k_pismu.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка руки к письму Подготовила учитель-логопед МБДОУ №81 Лобанова Елена Анатольевна

Слайд 2

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе . Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Слайд 3

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. !

Слайд 4

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений: - развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация), - развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме, - развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий), - развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Слайд 5

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься, неврозы. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Слайд 6

Определять ведущую руку ребенка , по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука. Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. намотать нитку на катушку, перелить воду из одного сосуда в другой, разложить карточки, отвинтить гайку рукой и ключом, проколоть дырочки дыроколом, продеть нитку в иголку, почистить одежду от пыли, капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, достать бусинку ложкой из стакана, позвонить колокольчиком, закрыть и открыть молнию на сумке, взять стакан и выпить несколько глотков воды). Тест «Переплетение пальцев рук» Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди. Тест «Аплодирование»

Слайд 7

2. Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму: - выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики. - конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов.

Слайд 8

- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование). - пальчиковые игры. - изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций)

Слайд 9

- раскрашивание картинок - нанизывание бусин и изготовление детских бус. - конструирование из бумаги и картона.

Слайд 10

- выкладывание из палочек фигур и узоров ( - обведение рисунков по точкам, - штриховки, - изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Слайд 11

3. Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму? Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом). Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки: - вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера, - линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании, - ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги. Задание 2. Шриховка . Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать. Если рука недостаточно хорошо развита , то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Слайд 12

4. Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать! Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником: 1. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке. 2 . Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном. 3 . Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него. 4. – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий. Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего. Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом. Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Слайд 13

Если родители будут выполнять предложенные задания, - то прописи школьника будут только их радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие - желание учиться.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по подготовке руки к письму

Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...