Собрание в старшей группе в начале года
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бабушкина Зиля Гусмановна

На первом собрании знакомим родителей с основными направлениями  работы с детьми, даём характеристику речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_v_starshey_gruppe.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрании в старшей группе  на тему:
«Речевое развитие детей  5-6 лет».

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задача:
1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Участники:
Воспитатель, родители , учитель - логопед.

План проведения:
1.Вступительная часть.
2. Возрастные нормы развития речи детей 6 г жизни.

3.Результаты обследования детей  
4.Заключительная часть.(игры, направленные на обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, развития фонематических процессов)

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап.
Подготовка материалов выставки: Художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборка иллюстративного материала для обогащения словаря.

1. Как быстро летит время. Ещё совсем недавно ваши дети были малышками, а сегодня  -старшая группа. Я поздравляю вас с началом нового  учебного года, желаю, чтобы ваши дети  получили много знаний, умений и навыков и только радовали  вас своими успехами.

 Никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.

К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами,

многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Сейчас я вас познакомлю  с возрастными нормами развития речи  детей 5-6 лет .

2.Характеристика речи детей 5 лет

В 5 лет у детей происходит качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. 
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.
Грубых  аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдём в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений. 
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

3.Сейчас я хочу познакомить вас с результатами обследования. Общая картина речевого развития группы следующая:

У всех детей, зачисленных на логопункт имеются нарушения звукопроизношения;

Недостаточно сформирован фонетический слух,

не сфомирован фонетический синтез, дети затрудняются образовывать слова из заданных звуков;

фонематические представления у многих детей сформированы;

часть дошкольников затрудняется придумать слово на заданный звук;

некоторые дети слабо дифференцируют оппозиционные фонемы;

фонематическое восприятие в основном сформировано;

 с фонематическим  анализом справились несколько детей

определение места звука в слове сформировано у небольшой части детей;

большая часть детей не удерживают полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;

объём словарного запаса соответствует у небольшой части детей, некоторые дети испытывают трудности при подборе антонимов, синонимов.;

 грамматический строй недостаточно сформирован для данного возраста, дети допускают ошибки при согласовании существительных с числительными  2;5

затрудняются в употреблении существительных   в родительном падеже, есть дети, которые не могут назвать уменьшително- ласкательные формы существительных и прилагательных;

связная речь развита слабо, дети затрудняются в  пересказе  текста, описательный рассказ строят при  помощью вопросов взрослого;

Сейчас я зачитаю список детей, зачисленных на логопункт:

1.Агафонова Залина, Асадуллина Ильвина,Ахмадиев Дамир, Бадряшов Камиль,Башаров  Эльмурат,Власов Андрей, Галеева Алина Гайнутдинова Ильдана, Дементьев Вова, Зигангараева Лия, Лекомцев Кирилл,  Мухаметзянов Ильхам, Тухбатуллин Артур, Улановский Вадим, Фатхуллин Раяз, Хиткматова Алина, Федотова Лера, Хуснутдинов Ирек, Ютина Ксюша, Яшин Стас.

С этими детьми будут проводиться  индивидуальные и подгрупповые занятия, вам необходимо будет принести тетради для индивидуальной работы. Тетрадь с заданиями будете брать  в пятницу, приносить в понедельник. Задания нужно выполнять регулярно, штриховку выполняем простым карандашом.В начале необходимо научиться выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, в октябре я проведу практикум «Фитнес для язычка»

 При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

  • Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений  для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то  одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;
  • Принуждать ребенка  заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка;
  • На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений, к последнему упражнению надо переходить  лишь после того, как будут усвоены предыдущие;
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения(ребенок сидит спокойно, плечи не подняты, пальцы рук  не напряжены и не двигаются);
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка;
  • У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться , порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось;
  • Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять  ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата- дети не могут их залпом и правильно выполнить. Инструкцию надо давать поэтапно, например, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх  к бугоркам  за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком  языка со звуком д-д-д-д.  Также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;
  • Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи;
  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях;

4.Заключительная часть

 Мы  в  детском саду уделяем  большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.                                                                                                                                            Что можно сделать дома?

Представляем вашему вниманию игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.

 «Подбор прилагательных»: 

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 «Что бывает?»

 Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

«Узнавание»:

 Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

"Станция звуков".

Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию.

На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки, а также учатся определять наличие звука в слове, место звука в слове (начало, середина, конец)

Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком  «М"».

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец).

"Определи наличие  звука [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук. В начале слова – руки на плечи, в середине – руки на пояс, в конце слова – руки на колени.

дом- [д]- в начале слова , дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова ' тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова

"Где живут продукты?"

У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом,   Например: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

"Продолжи цепочку"

Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек

Нож, ковш, таз, кувшин

Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

"Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции?

Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию. Садимся в поезд и поехали: «Чух-чух-чух».

 "Сказки - рассказки".

Дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы.

«Скажи наоборот»
Прилагательные(мокрый-сухой,добрый-злой,горячий-холодный,кривой-прямой) 
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность) 
Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать) 

« Слова для определения действий»
Какими словами можно сказать про то ,что может делать котёнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.) 
Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.) 

« Слова-определения». 
О чём можно сказать, используя слова: круглая(тарелка, сковорода….). 
------------------------------------------------круглый(шар, мяч, обруч…….) 
-------------------------------------------------круглое(колесо, зеркало…..) 
----------------------------------------------красный(флаг, мяч,…..) 
----------------------------------------------красная(косынка, майка,…..) 
---------------------------------------------красное(знамя, яблоко,…..) 

« Слова-наречия» 
Как передвигается черепаха?(медленно, спокойно, плавно…) 
Как падают листья на землю?(бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….) 
Как вы играете в д.с.?(весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,..) 

« Родственные слова» 
Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.. 
Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая 
(рыжуля, рыжик, рыжулька, рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.) 
Как сказать о цыплёнке ,чтобы понять, что он пушистый? 

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечёткой дикцией, с недостаточным уровнем речевого развития дети неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы ,поликлиники ,библиотеки .Рассказывайте ребёнку ,для чего эти учреждения, кто в них работает .Во время прогулки в парке ,сквере ,на пруду привлекайте внимания малыша к красоте окружающей природы ,растений и животных насекомых .Не уходите от ответа на вопросы ребёнка .Знакомя с новыми предметами ,вещами, объектами ,называйте их правильно . Предложите рассмотреть детально ,выделить характерные особенности ,свойства ,научите его наблюдать ,сравнивать предметы и явления .Советуем завести дома детскую библиотечку ,где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах ,энциклопедиях для детей . Необходимо знакомить малышей с фольклором ,рассказывать и читать сказки ,загадки ,песенки ,потешки . Они не только приобщают ребят к национальной культуре ,но и формируют нравственные качества: доброту ,честность ,заботу о другом человеке , развлекают и забавляют ,вызывают желание высказаться ,поговорить о героях сказки .Поддерживайте это стремление ,пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке ,бабушке ,своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе в начале учебного года. «Мы начинаем новый учебный год»

Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой....

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года...

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года

В начале учебного года проводится родительское собрание, на котором знакомим родителей с задачами воспитания и обучения на будущий год....

Конспект родительского собрания в старшей группе в начале учебного года Тема: «Вот и стали мы старшими дошкольниками».

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».«Возрастные особенности детей 5-6 лет»Воспитатели: Крашенинникова Г....

Конспект родительского собрания в старшей группе в начале года

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года...