Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Ушакова Елена Юрьевна

Рекомендации по формированию основных навыков интонвционной выразительности  у детей, начиная с возраста 5-6 лет. При этом осуществляются:

- организация фонационного дыхания;

- развитие мимики; выразительности движений; способностей понимать и выражать эмоции;

- формирование физиологических механизмов интонации ( развитие силы и расширения диапазона голоса);

- развитие темпоритмической организации высказывания;

- формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов оформления высказывания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_frukty.docx4.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "ФРУКТЫ"

1. Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

Пластический этюд на тему "Необычное дерево" (выражение радости, удивление)

На картинке  нарисовано дерево, на котором растут груши, яблоки, бананы, апельсины, ананасы, сливы.

( Ребенку предлагается с помощью выразительных движений и мимики передать эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.)

 - Мы пришли в сад. Как много здесь фруктовых деревьев! Но что это за удивительное дерево? Посмотри! На нем растут и яблоки, и груши, и сливы, и апельсины, и даже бананы! Вот это да!!! Чудесный сад!

( Какое чувство вызывает у тебя эта картинка? Почему?)

2. Развитие мелкой моторики.

У бабушки в деревне ( Руки на столе лакдонями вниз. Разводить пальцы правой куки в стороны.)

Растет фруктовый сад (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы левой руки в стороны.)

Там на деревьях сливы ( Руки, согнуты в локтях, поднять вверх, пальцы широко развести в стороны.)

Яблоки весят, (Опустить кисти вниз, сводно свесив пальцы.)

И груши прямо с дерева (Повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)

Могу я собирать. (Имитировать руками сбор урожая.)

Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать. (Хлопнуть в ладоши. Развести руки в стороны.)

3. Развитие речевого дыхания. ( Работа на увнличением продолжительности речевого выдоха)

На картинке изображены фрукты: мандарин, слива, груша, апельсин, ктви, яблоко, гранат.

Игра: "Сколько фруктов в саду?" (Посморти, какие чудесные фрукты мы собрали в саду! Сосчитаем, сколько фруктов принесли из сада.)

Упражнение 1.

Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темпе считать вслух до пяти (семи).

Упражение 2.

Выполнить упражнение 1, затем добрать воздух ( 1 секунда) нижним дыханием ( плечи не подвижны), на выдохе произнести: "Пять (семь) фруктов."

4. Развитие умения правильно ставить ударения в ловах.

Игра "Отхлопай слово"

А теперь назовем все фрукты, которые видим на картинке "прохлопывая" каждое слово.

Ребенку предлагается повторять слова, выделяя голосом ударный слог, с одновременным дыижением рук: на безударный слог делается хлопок ладонями, на ударный - хлопок по коленям.

Сначала взрослый показывает, как выполнять упражнение, затем упражение выполняется вместе с ребенком. Для закрепления навыка ребенок может "Прохлопать" заданное слово самостоятельно.

Материал речевой и наглядный: киви, слива, груша, яблоко, апельсин, мандарин, гранат.

5. Развитие чувства речесвого ритма. Расширение высотного диапазона голоса.

Урожай мы собираем,

Тихо песни распеваем,

Ля,ля, ля (Хлоп, хлоп - удары в ладоши в медленном темпе. Хлоп, хлоп - удары в ладоши в медленном темпе.)

Ля, ля, ля.....

Урожай уже союрали,

Громко песни зазвучали,

Ля, ля, ля ( Хлоп, хлоп, хлоп - удары в ладоши в быстром темпе. Хлоп, хлоп, хлоп - удары в ладоши в быстром темпе.)

Ля, ля, ля.....

6. Обработка интонации законченного высказываения.

Игра "Слушая и повторяй"

(Ребенку предлагается повторить пловествовательноые предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.)

Сад. Это сад. Фрукты. Вот фрукты. Это банан. Вот слива. Это яблоко. Вот апельсин. Это дыня. Вот персик.

Игра "Назови фрукт".

(Для закрепления навыка интонационного оформления повествовательных предложений можно предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинке, употребляя слова: "Вот" и "Это". Например: Вот яблоко. Это яблоко.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение моторики для развития рабенка. Игры и упражнения для развития тонкой и общей моторики.

В статье описаны различные  игры и упражнения на развитие  моторики  ребенка. Приводятся примеры  упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движе...

Игры и упражнения для развития эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.

Подборка игр и упражнений в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. ...

Игры-упражнения для развития у детей общих речевых навыков.

Методическая разработка: Игры-упражнения для развития у детей 3-4 лет общих речевых навыков....

Игры-упражнения для развития у детей общих речевых навыков

Методическая разработка: Игры-упражнения для развития у детей 3-4 лет общих речевых навыков...

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляции

Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции ...

Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков

Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков способствуют не только формированию интонационно-выразительной речи, но и развитию слухоречевой памяти, внимания, расширению активного слов...

Игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков чтения.

Представлены практические игры и упражнения для обучения чтению старших дошкольников....