Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Киселёва Элла Анатольевна

   «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладеет родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных  семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).          

    Главные составляющие речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и интонационная выразительность. Такой должна быть наша речь.

    Несколько советов для родителей, которые помогут им достичь этого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_azbuka_dlya_roditeley.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                      Консультация для родителей

                 РЕЧЕВАЯ АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   

          Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

           Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.

           Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему. Что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

           Главные составляющие речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и интонационная выразительность. Такой должна быть наша речь.

           

           Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).

           Если ребёнку исполнилось три года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

           Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «Жестовую» речь ребёнка, тем дольше он будет молчать.

            «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается и он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладеет родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных  семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

           Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка,- прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто)? Изображён на них; пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы?

Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

         Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

 3 - 4 года – [c] [з] [ц] уже должны правильно произноситься;

 4 - 5 лет – [ш] [щ] [ч] [ж];

5 - 6 лет – [л] [й];

До 6- 7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

    Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном развитии, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

           

 

     Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока…», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц и т.д.

     Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

     Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребёнка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.   

      Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!)

      Режим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводит  к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

        Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

       Умственное  развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

      Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народами веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей  и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук , затем темп увеличивается.

      «Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласил ещё М.Монтень. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

      Цветы (ромашки, одуванчики и др. ) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик ( не раздувая щёки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом. («Ах, как пахнет!).

Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

     Шепотной речи  тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые связки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10-12 (!)  лет, так как их голосовые связки находятся в стадии формирования. «Эхо» - игра, способствующая развитию умения  менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребёнок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

    Щетка (любая), используемая   для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей "Речевая азбука для родителей"

Групповая консультация для родителей...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

В статье описывается,что такое артикуляционная и дыхательная  гимнастика, какая речь должна быть у родителяпри разговоре  с ребенком,чтобы в будующем не было  нарушений речи и она разви...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Азбука для родителей"

Данная консультация в оригинальном оформлении, легко поможет родителям понять и разобраться в логопедических  (и не только) понятиях....

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правиль...

10.04.2018 год. Консультация для родителей младшей группы на тему: «Азбука для родителей. Учим детей правилам пожарной безопасности»

Цель: объяснить родителям актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, ...