Нормы речевого развития
методическая разработка по логопедии на тему
Родителям очень важно знать о том, как и когда ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о развитии его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_rechevogo_razvitiya.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Сергиево – Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7»
141300. Московская область, город Сергиев Посад,
улица Птицеградская дом 6 «а»
телефон 551-69-77
«Нормы и отклонения речевого развития»
Учитель-логопед
Калинина Анастасия Олеговна
г.Сергиев Посад
Нормы и отклонения речевого развития
Родителям очень важно знать о том, как и когда ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о развитии его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно.
Возраст | Принятая норма речевого развития | Отклонение от нормы |
До 1 года | 7 месяцев – долго и активно лепечет, повторяя слоги по два-три раза. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему. 8 месяцев – наблюдается четкое и громкое произношение слогов, частое их повторение, можно выделить выразительные интонации. 10 месяцев – подражая родителям, произносит лепетные слова и новые слоги; имитирует разные звуковые сочетания в большом количестве; попытка имитации предложения. Малыш выполняет простые просьбы. 12 месяцев – первые простые слова: баба, папа, мама, дай; лепетные слова: ня-ня, та-та и др.; выражает интонацию просьбы; понимает соотношение звуков с предметами и лицами. Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю и др. | Малоактивный лепет; Ребенок не поворачивает голову в ответ на обращение к нему.
Малая активность лепета, отсутствие выразительности и интонаций. Неактивный лепет, преобладание в лепете только губных звуков и гласных; отсутствие лепетных слов; нет интонационно-мелодической имитации фразы.
Ребенок очень тихий, у него слабовыраженный лепет, только два-три лепетных слова; отсутствие подражания словам и звукам; нет соотношения слова и предмета, действия, лица. Не способен реагировать на похвалу или замечание. |
До 2 лет | 1 год 3 месяца – разговаривает отдельными словами и лепечет, когда активно двигается, играет или очень удивляется; сильно вырастает количество слов, которые малыш понимает. 1 год 6 месяцев – использует упрощенные слова для названия предметов и действий, когда у него есть сильная заинтересованность; появляется способность к обобщению предметов по определенным признакам. 1 год 9 месяцев – составляет комментарии из нескольких слов для своих действий; дает ответы на многие вопросы; может воспринимать простые истории, которые рассказывают по картинкам. 2 года – умеет говорить предложениями, состоящими из трех слов с прилагательными и местоимениями; легко воспринимает рассказ о том, что он знает уже без картинок. | Плохо понимает обращенную к нему речь; произносит только отдельные слоги.
Не понимает значение звуков, названий предметов, своего имени и простых слов. Не удается выполнение элементарных просьб: сядь, подойди, встань и т.д.
Может многократно произносить один слог, заменяя им другие слоги («нана» означает все что угодно)
Вместо предложений пользуется отдельными словами; не повторяет слова и звуки.
|
До 3 лет | 2,5 года – строит предложения из трех и более слов; постоянно спрашивает «куда?» и «где?»; называет свое имя, возраст; понимает значение предлогов. 3 года – говорит сложными предложениями, спрашивает «почему?» и «когда?»; использует множественное число существительных и глаголов. Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку». | Не называет части тела, предметы, не может показать на них по просьбе; не в состоянии принести предмет, если не видит его; говорит отдельными словами; очень часто нельзя понять, о чем он просит. Не может говорить простыми предложениями, состоящими из двух-трех слов; не понимает простые объяснения и рассказы о событиях прошлого или будущего. Не различает и не называет основные цвета. |
До 4 лет | Словарь активно растет: от 250 до 3000 слов; заканчивается овладение грамматикой родного языка; в разговоре использует 10-15 вариантов предложений; может рассказать о себе; может произносить правильно звуки, кроме сложных («л», «р»). | Не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?»; неправильно использует падежные окончания существительных, предлоги; искаженное произношение многих звуков; предложения состоят менее чем из четырех слов. |
До 7 лет | 5 лет – правильно произносит все звуки; умеет строить любое предложение; речь становится родной; развивается функция словообразования. 6 лет – появляется речь, не имеющая коммуникативной функции (комментирование собственных действий), затем это переходит во внутреннюю речь (мысль). 7 лет – появляется контекстная (полная, развернутая) речь. | Нарушенное произношение звуков (дефект смягчения, межзубное произношение, смешение звуков); неправильное построение предложения.
Пропуски согласных там, где они стоят рядом «такан» вместо «стакан»; неправильное употребление окончаний у существительных среднего рода или множественного числа. Бедный словарный запас; речь носит ситуативный характер. |
Формирование речевых навыков происходит по мере того, как развивается речевой аппарат, головной мозг и т.д. Но без стимулирования этого процесса ребенок никогда не начнет говорить. Общаться с малышом нужно каждый день, с самого первого дня его рождения, и это очень важно. Родители и их воспитательная активность очень сильно влияют на то, какими речевыми навыками будет обладать их малыш. Любое отклонение в речи не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное. Успехов Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормы речевого развития
Все родители, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было проблем с речью. Чтобы вовремя заметить, есть ли у малыша проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребён...
нормы речевого развития
Подробное описание по возрастам, как ребенок овладевает речью....
Статья о нормах речевого развития у детей.
Статья предназначена для родителей, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет....
«Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития»
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся искаженно. Это ...
Нормы речевого развития дошкольников
Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул ра...
Нормы речевого развития детей
Буклет для родителей...
Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...