Особенности развития речи дошкольников
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Вестеринен Элина Валерьевна

в статье описываются особенности овладения детьми дошкольного возраста различными разделами родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи детей24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи старших дошкольников

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их

деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания

ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение,

что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда

они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение

существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк)

напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается

пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере

роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это

свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание

раскрывается  в самом контексте и тем самым становится понятным для

слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной

речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На

занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное

содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых

речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.

Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника

является овладение языком как средством общения. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ ,сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходитуменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются

критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

- в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а

дети шести лет – 2500-3000 слов.

- в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост

слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети

шести лет – 2589 с приростом слов в 273.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который

только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

После трех лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в период после трех лет. В этот период

усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько,

который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем,

почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные

зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного

языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования.

Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как

доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку

дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как

проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью.

Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов

склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как "а", они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное "о", то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения.

Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно

отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что

способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи.

В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно

небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие.

Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для

усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между ними

внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка,

который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от

дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала

школьного обучения.

Таким образом, в речи старших дошкольников возрастает количество

распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют простые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных

предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников

отвлеченного мышления.

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает

сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке

закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Что касается развития звуковой стороны речи к концу дошкольного

возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не

достаточно для перехода к обучению грамоте.

выделение звука в начале слова – 95% детей;

Если даже без специального обучения у старших дошкольников возникает

умение выделять отдельные звуки в словах, то при специально организованном обучении дети относительно легко овладевают звуковым анализом слов.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня

освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством

общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый

пери- самостоятельное выделение звука в середине слова – 60% детей.

од познания языковой Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение

анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для

правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.

В связи с этим представляет интерес исследование возможностей ребенка-

дошкольника анализировать звуковой состав слов.

. В старшей группе с этой задачей справляются больше половины детей:

- узнавали звуки в начале слова – 95% детей;

- в середине слова – 75% детей;

- самостоятельное действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом

грамматического языкового развития.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

1. Звуковая культура речи.

- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

- Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в

повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается

фонематический слух. Дети могут различать определенные группы

звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

- Дети свободно используют в своей речи средства интонационной

выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно.

Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в

различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо

разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они

умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и

умеренно при соответствующих обстоятельствах.

- У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно

произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные

(сонорные, шипящие, свистящие).

- Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью

взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение

звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

2. Грамматический строй речи.

- Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части

речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством,

словоизменением и словообразованием, создавая множество

неологизмов.

- В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки

произвольного использования грамматических средств и анализа

грамматических фактов.

- Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.

Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой

ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

- Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова,

подбирая нужный суффикс.

- У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим

ошибкам, умение контролировать свою речь.

- В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных

предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3. Лексическая сторона речи.

- К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных

предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и

помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети

свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в

категории по родовому признаку.

- Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова,

синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных,

подходящих выражений, употребление слов в разных значениях,

использование прилагательных, антонимов.

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

- Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию

и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

- Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку,

кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события,

предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие,

то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять

рассказ самостоятельно.

- Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и

существенное, но и заметить частности, детали, передать тон,

пейзаж, состояние погоды и т.п.

- Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ

об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку

по набору игрушек.

- В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста,

краткой или развернутой формой высказывания.

- Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является

активное освоение разных типов текстов (описание, повествование,

рассуждение).

- В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться

различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего

дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень

развития речи.

Библиография.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:

Академия, 1999. –159с

3. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль

Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

4.  Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.

Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.

5.  Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого

развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-

1998.-№9.-С.71-78.

6. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития

речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

7.  Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи

лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В презентации раскрываются особенности развития грамматического строя речи у детей с ЗПР...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образовательная программа -  направлена на развитие ребенка дошкольного возраста в группе детского сада....

Статья на тему: "Возрастные особенности развития речи дошкольников»

Процесс развития речи ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, и обладает своими особенностями. Необходимо учитывать, что наиболее важным для становления речи, является возраст...

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В статье говорится об особенностях развития речи дошкольников в определённом возрасте...

Этапы и особенности развития речи дошкольников.

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного воз...

Особенности развития речи дошкольников

Собственно написанная курсовая работа по развитию речи дошкольников...