Консультация педагогов ДОУ на тему: «Использование логоритмических распевок в качестве физкультминуток на занятиях».
консультация по логопедии
Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.6 КБ |
![]() | 480.61 КБ |
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагогов ДОУ
на тему: «Использование логоритмических распевок в качестве физкультминуток на занятиях».
Подготовила:
учитель-логопед Ветрова М.В.
МБДОУ «Золотой ключик» сл. Большая Мартыновка
Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.
Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.
Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.
Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях
Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти.
Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Таким образом целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка:
- сначала отрабатывается произношение гласных звуков;
- затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Л], [Р];
- и наконец, поставленные звуки дифференцируются.
В этом порядке авторы предлагают осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями.
Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие.
Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков.
Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.
Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Ведь так трудно выполнить все требования воспитателей: прижать спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а руки положить на колени. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.
Правило четвертое. «Веселый оркестр». Желательно, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объемном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа, не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря; для автоматизации звукопроизношения и т.д.;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
Распевки могут использоваться по прямому назначению на музыкальных занятиях, также в качестве физкультминуток на занятиях других специалистов.
Предварительный просмотр:
Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки.
Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.
Пальчиковая гимнастика «Семья» (Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики)
Папа, мама, брат и я – | Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальчику, начиная с большого. |
Вместе дружная семья | Показывают крепко сжатый кулачок левой руки. |
Раз, два, три, четыре, | Левой рукой загибают на правой руке по одному пальчику, начиная с большого. |
Все живем в одной квартире | Показывают крепко сжатый кулачок правой руки. |
Упражнение «Брюки».
(Развитие мелкой моторики)
Эти брюки для Илюши
По два раза топают сначала правой ногой, потом – левой.
Сшила бабушка из плюша,
Показывают имитацию шитья иглой.
Ходит в них гулять Илюша,
Шагают на месте.
Он большой, как ты и я.
Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
Спать…
Дети стоят лицом в круг, держась за руки. Ритмично раскачивают руками. Взрослый поет весь текст. Дети произносят только автоматизируемый звук.
Спать ложатся малыши.
Ш-ш-ш!
Нашалились от души.
Ш-ш-ш!
Нашумелись от души.
Ш-ш-ш!
Им теперь подушка
Шепчет сны на ушко.
Ш-ш-ш!
МБДОУ
«Золотой ключик»
сл.Большая Мартыновка
Использование логоритмических распевок
в качестве физкультминуток
на занятиях
Выполнила
Учитель—логопед
Ветрова Марина
Владимировна
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, формировать пространственные представления.
В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка:
- сначала отрабатывается произношение гласных звуков;
- затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р],
- и наконец, поставленные звуки дифференцируются.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.
Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность (нормализация темпа и ритма, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения у детей с нарушением речи и т.д.);
- определенный динамический размер (соотношение движения с ритмом речи);
- насыщенность глагольной лексикой (иллюстрирование движений);
- сюжетную линию и действующее лицо (воспитание у детей понимание логической связи между текстом и движением);
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.
Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие.
Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных,
труднопроизносимых звуков.
Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием,
протопыванием и др. ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки , зрения и психоэмоциональная разрядка . Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой . Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения , и используемой в коррекционно-развивающих целях;
Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе направление - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков ; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Л], [Р] , и наконец, поставленные звуки дифференцируются . В этом порядке предлагаются осваивать «логопедические распевки », которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями.
Несколько правил: Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков.
Правило второе . Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики . «Печка»
Правило третье . « Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят . Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки . Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями. Прилетела к нам вчера Полосатая пчела, Машут воображаемыми крылышками. А за нею — шмель- шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Как фонарики глаза. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам. Пожужжали, полетали, От усталости упали. Медленно приседают на стул. Упражнение «Пчела ». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения.]
Правило четвертое . « Веселый оркестр». Желательно, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объемном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа , не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований . Он должен иметь : разнообразную коррекционную направленность (нормализация темпа и ритма, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения у детей с нарушением речи и т.д .); определенный динамический размер ( соотношение движения с ритмом речи); с реднюю длину строки; насыщенность глагольной лексикой (иллюстрирование движений); сюжетную линию и действующее лицо (воспитание у детей понимание логической связи между текстом и движением); при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»
Одной из ведущих форм деятельности ребёнка является познавательная деятельность. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-602604-1425409323.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической групп
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740409-1453298847.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы коррекционной направленности»
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.Одной из таких фор...
Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/21/picture-615341-1674309871.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»
Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1501461-1702543763.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах группы....