дислексия
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Диагноз: не умеет читать! | |||||||||||||||
Оправдано ли беспокойство? | |||||||||||||||
Рекомендации родителям и педагогам. Дислексия представляет собой специфическую трудность в обучении чтению. Иногда её называют слепотой на слова. Когда-то считалось, что человек не видит, если не в состоянии прочитать слово. Поэтому таких детей учили читать по огромным буквам. Но без толку. Позже врачи выяснили, что дело как раз в том, что дислектик «не слышит»! То есть, если большинство детей довольно быстро осваивают этап «звук-буква», то дислектики «застревают» именно на этой фазе. Они не в состоянии связать звук и символ. Так, к примеру, слово «КОТ» состоит из 3-х звуков: «К», «О», «Т». Но дислектик слышит слово «КОТ» как один звук! А уж прочитать его–это вообще непосильная задача. Дети с дислексией хуже воспринимают речь на слух и перерабатывают аудиоинформацию более медленно, чем другие. Итак, дислексия ( важно уметь различать случаи несколько замедленного, конституционально обусловленного, но нормального темпа овладения чтением и д ислексию) - это стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения ( Корнев А.Н., 1995 ). Поэтому при постановке диагноза «дислексия» необходимо сравнить способность ребёнка к чтению с общим уровнем интеллекта. В основе данного расстройства лежат нрушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения. Мозг у дислектиков устроен немного по-другому. Сканирование мозга показывает, что мозжечок людей с дислексией во время обучения активизирован только на 10 процентов, при произнесении слов задняя область их мозга менее активна, в то время как передняя часть – более. В работе мозга также имеются биохимические различия . Американские учёные изучали электрическую активность мозга младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8-ми лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее, возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки. Причиной возникновения этого нарушения в последнее время считают нарушения внутриутробного развития нервных структур – ствола мозга и мозжечка. Неблагополучные роды , недостаточная сенсорная стимуляция ( гиподинамия беременной ) также играют свою отрицательную роль. Первичные центры обработки аудиторной информации находятся в стволе мозга и таламусе. После первичной обработки информация попадает в слуховую кору. Все аудиторные процессы очень быстрые ( фонемы отличаются короткими отрезками в 30 - 40 миллисекунд). Временное и скоростное упорядочивание любой информации осуществляет мозжечок. Из структур нервной системы ствол мозга и мозжечок созревают в первую очередь, поэтому они и наиболее ранимы в раннем периоде развития к воздействию гипоксии и других вредных факторов. Мальчики в 3-4 раза чаще страдают дислексией. Этот феномен объясняется большей чувствительностью к возникающим в пренатальный и натальный периоды повреждениям мозга. Учёные считают, что навыки чтения наилучшим образом усваиваются детьми в возрасте от 5-ти до 7-ми лет. Если Вы впервые спохватились, что ребёнок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8 - 9 лет, то потребуется в скором порядке помощь специалистов и ежедневные специальные тренировочные упражнения. О дислексии можно определённо говорить спустя 2 года с момента начала обучения чтению. Если Вы столкнулись с этой проблемой, не обвиняйте в ней ребёнка! Предрасположенность к дислексии имеет генетические корни. Пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Для каждого десятого ребёнка научиться читать ( впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Чем раньше Вы сумеете разглядеть у ребёнка симптомы дислексии, тем лучше Вы сможете ему помочь. Шведские специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если ребёнок плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы.
Таблица " Как помочь своему ребёнку " ? ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ ( НАСТОРАЖИВАЮЩИЕ СИМПТОМЫ ) | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
| Как помочь своему ребенку |
| ||||||||||||
| Возраст | Нормальное развитие | Настораживающие | Как помочь | |||||||||||
симптомы | |||||||||||||||
Слушает сказки; знает, | Не знает, как нужно | Читайте вслух книги; учите | |||||||||||||
| что в книжках написаны | держать книжку; | ребенка песенкам, в которых | ||||||||||||
| буквы алфавита | не отличает каракули | рифмуются слова; пишите | ||||||||||||
3 - 4 года | имени); пытается писать | от букв; не узнает | слова, которые ребенок | ||||||||||||
на письме собственное | произносит, | ||||||||||||||
| имя; его словарный запас | и читайте их ему вслух. | |||||||||||||
|
| беден. | |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
| Может рифмовать слова | Не может вычленять | Обращайте внимание | ||||||||||||
| и составлять слова | звуки в словах; | на рифмы в играх, песенках, | ||||||||||||
5 - 6 лет | из звуков; соотносит | испытывает затруднения | книжках; если к середине | ||||||||||||
| некоторые звуки | при назывании знакомых | учебного года не наступит | ||||||||||||
| с буквами. | предметов и цветов | улучшения, обратитесь | ||||||||||||
|
| за консультацией | |||||||||||||
|
|
| к специалисту. | ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
| Умеет читать вслух | Жалуется, что все читают | Защищайте своего ребенка; | ||||||||||||
| простые тексты; | лучше его; не умеет | добивайтесь проверки его | ||||||||||||
1 - 2-й | постепенно начинает | читать незнакомые | фонетических способностей; | ||||||||||||
классы | читать более сложные | слова; сильно отстает от | постарайтесь найти место, | ||||||||||||
| книжки. | сверстников; старается | где существует специальная | ||||||||||||
| уклониться от чтения | программа обучения таких | |||||||||||||
|
| под любым предлогом. | детей. | ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
| Начинает читать | Становится замкнутым; | Обратитесь | ||||||||||||
| самостоятельно, | возникают проблемы | за профессиональной | ||||||||||||
| про себя; читает, чтобы | поведения; пытается | помощью; ищите группы | ||||||||||||
2 - 3-й | получить удовольствие; | угадать, как звучит | поддержки, в которых | ||||||||||||
классы | перечитывает | слово, не всегда | можно получить | ||||||||||||
| предложения, когда | рациональным образом; | информацию | ||||||||||||
| не понимает их смысла; | вкладывает все усилия | по интересующей вас | ||||||||||||
| умеет правильно | в технику чтения | проблеме; поощряйте | ||||||||||||
| выделять звуки в словах; | и упускает смысловое | такую деятельность ребенка, | ||||||||||||
| читает вслух | содержание. | в которой он может | ||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
Дислексические трудности являются результатом замедления проводимости слуховых импульсов, снижения
скорости переработки фонологического кода языка и способности быстро выявлять различия в ней ( при помощи
комплексной методики стволовых слуховых вызванных потенциалов мозга для оценки фонематического слуха,
когнитивной функции и внимания, стволовой и мозжечковой функции). Дети медленнее «перерабатывают»,
«перекодируют» звуки в фонемы; иногда и зрительные стимулы. Как следствие – снижение способности связывать
зрительные символы с вербальными звуками (неспособность усвоить связь между звуком и буквой!), трудности
слияния слогов, а также соединять слова с их значением на письме и в речи. Это нарушение прослеживается во всём
спектре нарушений обучения чтению. Ребёнок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово,
постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла прочитанного.
Букварный период растягивается на 1-2 года, и даже спустя это время звуко-буквенные связи остаются
непрочными, неавтоматизированными. Ребёнок надолго застревает на этапе побуквенного чтения, в других случаях
основные трудности касаются слияния слогов. Скорость чтения остаётся очень низкой даже после 2-3-х лет обучения
в школе (20-30 слов в минуту). В самых тяжёлых случаях чтение носит «механический характер» - прочитанное
остаётся абсолютно непонятным, неосмысленным.
- В раннем возрасте у таких детей часто отмечается темповая задержка речевого развития;
- В анамнезе СДВГ;
- Задержка в формировании моторных навыков;
- Проблемы с равновесием, координацией, пространственной ориентацией;
- Снижение способности оценивать время;
- Недостаточность кратковременной памяти ( на последовательность фактов, действий ) и слуховой;
- Недоразвитие вербально-логического мышления;
- Дискалькулия
Выделим основные типы ошибок в процессе чтения при дислексии :
Замены и смешения звуков при чтении:
1) замены фонетически близких звуков, в том числе звонких-глухих ( [Д] - [Т] , [З] - [С] ,
[Б] – [П] , [В] - [Ф] , [Г] –[К] , [Ж] –[Ш]), аффрикат и звуков, входящих в их состав
([Ч] - [Щ] , [Ч] – [Ц] , [Ч] –[Т] , [Ц] –[Т] , [Ц] – [С] ) и др.;
2) замены букв по оптическому сходству ( П-Н, П-И, П-Т, У-И, Ш-И,М-Л, Л-И, Б-Д, Н-К,Ц-Щ, С-О, Х-Ж, З-В)
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно.
Искажения звуко-слоговой структуры слова:
1) в пропусках согласных при стечении;
2) в пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения;
3) в добавлениях звуков;
4) в перестановках звуков;
5) в пропусках, перестановках слогов и др.
Стойкий аграмматизм - отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного
и прилагательного , изменениях окончаний глаголов и др.
Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста.
РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛЕКСИИ:
Аудиторно-лингвистическая дислексия – трудности при чтении вслух незнакомых слов.
Дети часто ошибаются при чтении, пытаясь вспомнить слово, а не произнести; понимание прочитанного
оказывается неполным, упускается много деталей, не воспринимается подтекст, скрытый смысл.
Они редко обращают внимание на длину слов или число слогов в них.
Зрительно-пространственная дислексия – трудности в распознавании графических символов и знаков.
При этом дети путают похожие в написании или «перевёрнутые» буквы, иногда легче распознают «зеркальные»
буквы ,чем правильно написанные. В отличие от тех, кто имеет аудиторно-лингвистическую дислекию, эти дети
легче обучаются распознаванию слова на слух. Они часто догадываются о значении неизвестных им слов по контексту.
Ошибки же их при чтении заключаются в том, что они меняют буквы местами или путают их.
Вестибулоцеребеллярная дизметрия – чтению мешают непроизвольные движения глаз(нистагм) – в результате
теряется место на странице и возникают пропуски слов.
Дети с этим нарушением могут читать вслух, но им трудно уследить за тем местом на странице, где они читают.
Артикулографическая диспраксия – дети способны читать про себя, но не вслух.
Эту патологию часто сопровождают недостатки моторной координации. Ошибки чтения часто включают
повторения букв и слогов. Для таких детей сам процесс чтения остаётся очень трудоёмким, требует от детей
больших усилий и быстро утомляет их. Современным родителям понятно, насколько в настоящее время
необходимо ребёнку умение читать. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения, основной
источник получения информации и даже способ общения, показатель общего уровня развития познавательной
деятельности ребёнка.
Что же делать родителям, если у ребёнка возникли подобного рода трудности?
ПОМОГАЕМ СВОЕМУ РЕБЁНКУ!
Прежде всего проявить свой родительский талант быть другом и помощником своему ребёнку и начинать
с объективной оценки его возможностей. Родителям бывает трудно сделать это самостоятельно, поэтому следует
обратиться за помощью к таким специалистам, как: логопед , нейропсихолог , невролог , по необходимости –
вертебролог , с тем , чтобы выработать тактику решения проблем в обучении ребёнка и выявить его компенсаторные
возможности в преодолении возникших трудностей.
В будущем, возможно, удастся отслеживать эту проблему даже в самом раннем возрасте.
На сегодняшний день, А.Н.Корнев, доктор психологических наук, в помощь учителям-логопедам и психологам
предложил методику раннего выявления у детей предрасположенности к дислексии (МРВД) до начала
обучения в школе.
Эту методику целесообразно использовать в ходе скрининг-обследования для детей 6-7 лет. Обследование
с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает по времени около 5-8 минут.
МРВД включает в себя следующие задания:
1. «Рядоговорение»
2. «Ритмы»
3. «Кулак-ребро-ладонь» (проба Н.И.Озерецкого).
4. «Повторение цифр»
5. Ориентировка в «право-лево»
6. Составление рассказа по серии картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста
Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...
Оптическая дисграфия и дислексия
В данном материале данна краткая информация родителям о оптической дисграфии и дислексии...
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....