открытое мероприятие "Космос"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Алла Анатольевна Ворганова

выпускное занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vypusknogo_zanyatiya_vorganova_1.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

итогового  занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

«Гость из космоса»

Составитель:

Учитель-логопед Ворганова А.А.

Санкт-Петербург

2016

Цель: Показать степень сформированности  речевых функций у детей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Задачи:

Закрепить представления по теме «Космос».

 Закрепить навыки  употребления слов со сложной звуко-слоговой структурой.

Закрепить  навыки звукобуквенного анализа, синтеза.

Закрепить умение правильно строить предложения, развивать  слуховое внимание.

Закрепить навыки   согласования  количественных числительных 1, 2, 5  с существительными.

Закрепить навыки  подбора слов с противоположным значением (антонимы).

Закрепить навыки коллективной и индивидуальной работы.

Совершенствовать четкость дикции и интонационной выразительности речи.

Совершенствовать навыки координации речи с движениями, развивать творческое воображение.

Совершенствовать навык чтения, развивать зрительное внимание.

Совершенствовать развитие творческих способностей на основе предметной и речевой деятельности.

Оборудование:

- предметные картинки по теме  «Космос»;

- игра «сенсимо»;

- набор букв из различных материалов (пластмасса, фольга, наждачная бумага…);

- набивной мяч;

- костюм  инопланетянина;  

- раздаточный материал для звукового анализа в виде картинок и цветных фишек;

- мнемотаблицы ;

- магнитная доска;

-интерактивный стол;

 - музыкальное  сопровождение (аудиозаписи космической музыки).

Предшествующая работа:

Просмотр презентаций по теме «Космос». Рассматривание иллюстраций о космосе, рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов. Заучивание стихотворений о земле и космонавтах.

Ход занятия:

 Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости…

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

 (раздается звук садящегося летательного аппарата)

Логопед:  Ну, здравствуй. Рассказывай, кто ты и откуда к нам прилетел. Инопланетянка: Меня зовут Лилу. Я с планеты Мола-тола. Мне в школе задали домашнее задание, изучить новые планеты?

Логопед: Ребята,  давайте поможем Лилу выполнить домашнее задание.

Дети: Поможем.

Логопед: Для этого нам нужно совершить путешествие по нашей солнечной системе.

Логопед: Но, сначала давайте расскажем Лилу куда она попала.

 Активизация словаря по теме «Космос».

Логопед: (вызывая детей по одному):

Логопед: Это ребята подготовительной группы, они расскажут о нашей планете.

Инопланетянин: Как называется ваша планета?

Примерные ответы детей.

Дети: Земля.

 Инопланетянка: Какой системе принадлежит Земля?

Дети: Солнечной.

Инопланетянка: Какие еще планеты входят в Солнечную систему?

Дети: Венера, Марс…

Лилу: Ой, так много сложных слов! Я все их не запомню!

Логопед: Ребята  давайте  познакомим Лилу с нашей солнечной системой. Для этого мы должны отправиться в космос.

Инопланетянин: Ребята, давайте полетим на моем космическом корабле!

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться.

Раз, два, три,

Кнопку жми!

В космос полетели мы.

Полетели на ракете,

Оказались на планете.

( Поочередно разгибают большой, указательный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)

(Выставляют большие пальцы вперед на обеих руках одновременно, остальные пальцы зажимают в кулак.)

(Руки опускают вдоль туловища, ноги ставят вместе.)

 Сводят руки над головой.)

(Рисуют вытянутыми руками круг в воздухе.)

  1. Игра «Сенсино». Характеристика звука.

Логопед: Ребята мы приземлились на планету. Для того чтобы  узнать как она называется нам нужно выполнить задание.

Логопед вызывая детей по одному.

Ребенок крутит барабан на доске «Сенсино».

Логопед : Какой звук тебе выпал? Дай характеристику этому звуку.

Примерные ответы детей.

1й Ребенок : Это звук (Н). Н  согласный звук.

Логопед: Вспомни слова с этим звуком.

Ребенок: Нос, нора.

Логопед: А теперь положи руку в кармашек, какая буква там спряталась?

Ребенок на ощупь  определяет букву.

Логопед: как ты думаешь, какая там буква?

Ребенок: Я думаю, что это буква Л.

Логопед: Давай проверим.

Логопед: Ты угадал, это буква Л.

Логопед: Если буква из металла то эта, какая буква?

Ребенок: Металлическая.

Логопед просит  ребенка прикрепить   на магнитную доску первую букву Л.

2й Ребенок крутит барабан : Это звук (О). О  гласный звук.

Логопед: Вспомни слова с этим звуком.

Ребенок: Оля, очки.

Логопед: А теперь положи руку в кармашек, какая буква там спряталась?

Ребенок на ощупь  определяет букву.

Логопед: как ты думаешь какая там буква?

Ребенок: Я думаю, что это буква У.

Логопед: Давай проверим.

Логопед: Ты угадал, это буква У.

Логопед: Если буква из пластмассы то эта какая буква?

Ребенок: Пластмассовая.

Логопед просит  ребенка прикрепить   на магнитную доску  букву У.

3й Ребенок крутит барабан : Это звук (Р). Р звонкий согласный звук.

Логопед: Вспомни слова с этим звуком.

Ребенок: Рис, ракета.

Логопед: А теперь положи руку в кармашек, какая буква там спряталась?

Ребенок на ощупь  определяет букву.

Логопед: как ты думаешь, какая там буква?

Ребенок: Я думаю, что это буква Н.

Логопед: Давай проверим.

Логопед: Ты угадал, это буква Н.

Логопед: Если буква из дерева то эта какая буква?

Ребенок: Деревянная .

Логопед просит  ребенка прикрепить   на магнитную доску  букву Н.

4й Ребенок крутит барабан : Это звук (П). П глухой согласный звук.

Логопед: Вспомни слова с этим звуком.

Ребенок: Папа.

Логопед: А теперь положи руку в кармашек, какая буква там спряталась?

Ребенок на ощупь  определяет букву.

Логопед: как ты думаешь, какая там буква?

Ребенок: Я думаю, что это буква А.

Логопед: Давай проверим.

Логопед: Ты угадал, это буква А.

Логопед: Если буква из стекла то эта какая буква?

Ребенок: Стеклянная.

Логопед просит  ребенка прикрепить   на магнитную доску букву А.

 Логопед: Что у нас получилось?

Дети: Луна.

Логопед: Значит мы на луне.

Логопед: Луна это планета?

Дети: Нет, это спутник Земли.

Логопед: Лилу, тебе понравилось как дети выполняли задания!

Инопланетянка: Да.

 Продолжаем полет.

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться.

Раз, два, три,

Кнопку жми!

В космос полетели мы.

Полетели на ракете,

Оказались на планете.

( Поочередно разгибают большой, указательный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)

(Выставляют большие пальцы вперед на обеих руках одновременно, остальные пальцы зажимают в кулак.)

(Руки опускают вдоль туловища, ноги ставят вместе.)

 Сводят руки над головой.)

(Рисуют вытянутыми руками круг в воздухе.)

  1. Составить схемы слов.

Логопед: Ребята мы приземлились на планету. Для того чтобы узнать как она называется нам нужно выполнить задание. Нам нужно составить схемы  слов.

Логопед просит детей разделиться на команды по три человека и сесть на ковер.  Логопед раздает схемы слов (мак, луна, роза, слон).

Логопед: Ребята составьте схемы слов, которые вы видите на картинках.

Логопед обращается к командам.

Логопед: Ребята из первой команды назовите первый звук в вашем слове?

Дети: М

Логопед просит детей прикрепить  на магнитную доску первую букву.

Логопед: Ребята из второй команды назовите последний  звук   в вашем слове?

Дети: А

Логопед просит детей прикрепить  на магнитную доску вторую букву.

Логопед: Ребята из третий  команды назовите  первый  звук   в вашем слове?

Дети: Р

Логопед просит детей прикрепить  на магнитную доску третью  букву.

Логопед: Ребята из четвертой   команды назовите  первый  звук   в вашем слове?

Дети: С

Логопед просит детей прикрепить  на магнитную доску четвертую   букву.

Логопед: Что у нас получилось?

Дети: получилось слово Марс.

Логопед: Вот мы и разгадали названия планеты, на которую прилетели.

Логопед: Лилу, тебе понравилось,  как дети выполняли задания!

Инопланетянин: Да.

 Продолжаем полет.

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться.

Раз, два, три,

Кнопку жми!

В космос полетели мы.

Полетели на ракете,

Оказались на планете.

( Поочередно разгибают большой, указательный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)

(Выставляют большие пальцы вперед на обеих руках одновременно, остальные пальцы зажимают в кулак.)

(Руки опускают вдоль туловища, ноги ставят вместе.)

 Сводят руки над головой.)

(Рисуют вытянутыми руками круг в воздухе.)

3. Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Ребята смотрите, что я поймала! Это же метеорит, давайте с ним поиграем!

Логопед кидает мяч детям.

Примерные ответы детей.

Логопед: Далекий.

Ребенок: Близкий.

Логопед: Большой.

Ребенок: Маленький

Логопед: высокий

Ребенок  Низкий

Логопед: Темный.

 Ребенок: Светлый

Логопед: Известный

Ребенок: Неизвестный

Логопед: Яркий

Ребенок: Тусклый

Логопед: Тесный .

Ребенок: Просторный.

Логопед: Улетать.

Ребенок: Прилетать

Логопед: Взлетать

 Ребенок: Садиться

Логопед: Включать

Ребенок: выключать.

Логопед: Подниматься.

Ребенок: Опускаться

Логопед: Длинный

 Ребенок: Короткий

Логопед: Легкий.

Ребенок: Тяжелый.  

Логопед: Молодцы! Мы отлично поиграли! Отпускаем метеорит, продолжаем полет.

  1. Игра «Сосчитай -ка».

Логопед: Продолжаем полет.

Дети изображают полет.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед: Ребята посмотрите, что лежит у вас под стульчиками. Это же иллюминаторы! Давайте в них посмотрим.

Под каждым стульчиком лежит пособие в виде иллюминатора с изображением космических предметов.

Логопед: Что мы можем увидеть в свои иллюминаторы вовремя полета.

Примерные ответы детей.

Я вижу в свой круглый иллюминатор трех космонавтов.

Я вижу в свой квадратный  иллюминатор две летающие тарелки.

Я вижу в свой треугольный иллюминатор три звезды.

Я вижу в свой квадратный иллюминатор одну ракету.

Логопед: Молодцы!  Продолжаем полет!

5. Игра  «Семейка».

Образование  родственных слова  зима.

Логопед: Ребята мы приземлились на планету.

Инопланетянка: На этой планете очень холодно. Как называется планета на которой всегда холодно?

Дети: Уран.

Инопланетянка: Если холодно то, это какое время года?

Дети: Зима.

Логопед: Ребята давайте подберем слова родственники к слову зима.

Примерные ответы детей.

Ребенок: Зимний

Ребенок: Зимующий.

Ребенок: Зимовье.

Логопед: Лилу тебе понравилось как ребята выполнили задание!

Инопланетянка: Да, они отлично справились!

Логопед: Продолжаем полет.

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться.

Раз, два, три,

Кнопку жми!

В космос полетели мы.

Полетели на ракете,

Оказались на планете.

( Поочередно разгибают большой, указательный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)

(Выставляют большие пальцы вперед на обеих руках одновременно, остальные пальцы зажимают в кулак.)

(Руки опускают вдоль туловища, ноги ставят вместе.)

 Сводят руки над головой.)

(Рисуют вытянутыми руками круг в воздухе.)

6. Игра четвертый лишний.

Выполняют задание на интерактивном столе.

7.  Координация речи с движением.  Возвращение на землю.

Логопед: Ребята, мы долго путешествуем нам пора возвращаться на землю.

Раз, два, три,

Кнопку жми!

В космос полетели мы.

Полетели на ракете,

Оказались на планете.

Здесь цветут цветы,

Много здесь воды,

Птицы распевают здесь

Редкой красоты.

Растет здесь дивный лес,

В лесу полно чудес,

Животных самых разных

В лесу перечесть.

И знает каждый малый,

И ты, и он, и я,

Прекрасная планета

Называется Земля.

( Поочередно разгибают большой, указательный и средний пальцы на обеих руках одновременно.)

(Выставляют большие пальцы вперед на обеих руках одновременно, остальные пальцы зажимают в кулак.)

(Руки опускают вдоль туловища, ноги ставят вместе.)

 Сводят руки над головой.)

(Рисуют вытянутыми руками круг в воздухе.)

(Поочередно загибают пальцы на обеих руках.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

 (Делают движения указательным пальцем правой руки, два раза от себя и один раз на себя.)

(Рисуют круг руками.)

(Разводят руки перед собой.)

8.Игра «Подбери признак».

Логопед:  Ребята мы вернулись на землю,  давайте расскажем Лилу какая наша земля.

Примерные ответы детей.

Ребенок: Родная.

Ребенок: Круглая.

Ребенок: Большая.

Ребенок: Любимая.

Ребенок:  Огромная.

Ребенок: Красивая.

Логопед: Лилу сажи, ребята помогли тебе выполнить домашнее задание?

Инопланетянка: Да, большое спасибо!

9.Подведение итогов с использованием мнемотаблицы.

Логопед приглашает детей подойти к доске (мольберту), на котором закреплена мнемотаблица. Дети по очереди открывают таблицу.

Примерные ответы детей.

Ребенок: Мы летали в космос.

Ребенок: Мы были на Луне. Луна это спутник Земли.

Ребенок: Мы были на Марсе.

Ребенок: Мы были на Уране там всегда зима.

Ребенок: Мы видели в иллюминатор спутник.

Ребенок: Мы поймали в космосе метеорит и поиграли с ним.

Логопед: Ребята, Лилу пора возвращаться домой. Давайте на прощание расскажем ей  стихи.

        Дети рассказывают стихи каждый по строчки.

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной- наш дом родной.

Земля

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...