Конспект ОД по развитию фонетико-фонематических представлений.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений.
Тема: «Путешествие в зоопарк».
Задачи:
-Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь;
-Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях;
-Учить определять место звука З в слове (начало, середина);
-Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА;
-Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ;
-Упражнять в составлении предложений по картинкам.
-Корректировать фонематический слух и восприятие;
-Воспитывать мотивацию к обучению.
Оборудование:
Игрушка плюшевая ЗАЯЦ;
Магнитная доска;
Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией;
Зеркала (индивидуальные);
Звуковички (индивидуальные);
Схемы для составления схем слов (индивидуальные);
Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик;
Набор для составления схемы предложения;
Сюжетная картинка со стихотворением;
Угощение и подарки.
Ход НОД.
Организационный момент
Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие — Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите, если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.
(Дети складывают разрезную картинку).
Логопед: Кто получился у вас на картинке?
Дети: Заяц.
Логопед: А Заяц, кто он?
Дети: Заяц - дикое животное.
Логопед: - А заяц , посмотрите, какой?
Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет?
Дети: В зоопарке живут звери.
Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу, но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.
- Скажите, а какой первый звук в словах ЗЗЗайка, ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?
Дети: - Звук «З».
Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.
Пальчиковая гимнастика .
Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:
Зайка под кустом сидит,
И ушами шевелит,
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за большим кустом.
Артикуляционная гимнастика .
Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.
Загадка:
Зверь смешной в огромной клетке,
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (Обезьяна).
Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей, как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнения на свистящие звуки:
улыбка
накажем язычок
месим тесто
лопаточка
горка (киска сердится)
трубочка
чистим нижние зубки
Анализ артикуляции и характеристика звука З .
Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.
Бородатый и рогатый,
Показать вам силу рад я.
Крупный дикий бык лесной,
Стою важно под сосной. (Зубр).
Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?
Дети: - ЗЗЗ.
Логопед: Как мы произносим звук З?
Дети:
Губы — улыбаются,
зубки — заборчиком,
язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.
Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.
Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.
Звук «З» - какой?
Дети:
Звук З - согласный,
твердый,
звонкий,
свистящий.
Картинка — комарик.
Обозначается синим квадратом.
Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.
Загадка.
У этой лошадки
одежда в полоску.
Похожа одежда
ее на матроску. (Зебра)
Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?
Дети: ЗЗЗЗЗь
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь.
Дети:
Звук Зь — согласный,
звонкий,
свистящий,
мягкий.
Картинка — маленький комарик.
Обозначается зеленым квадратом.
Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?
Дети: Согласные, звонкие, свистящие.
Логопед: А чем отличаются?
Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.
Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.
Фонематический слух .
Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.
Загадка:
Вьется веревка,
На конце головка. (Змея).
Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).
Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН.
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.
Слоговые дорожки .
Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.
Загадка:
Есть рога, а не баран,
Хвост свечкой, а не белка,
Не корова, а молоко дает.
(КОЗА).
- Правильно. Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?
Дети: Домашнее животное.
Логопед: Какая коза?
Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.
Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.
Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)
Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)
Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)
Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)
Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.
- У вас на столе тоже есть по 2 картинки с этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)
-А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).
Физкультминутка «Зайка»
Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
НА носочках скок-поскок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ .
Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)
Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).
Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)
Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.
Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?
Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.
Логопед:
Какой первый слог — ЗУ
Какой второй слог — БЫ
Какой первый звук в этом слове? - З
Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)
Какой второй звук — У
Какой он — гласный, красная фишка.
Какой третий звук - Б (твердый согласный — синяя фишка)
какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)
Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)
КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)
Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).
Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.
Работа с предложением .
Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.
А как мы ласково можем назвать зайца?
Дети: Зайка, заинька, зайчишка.
Логопед: Давайте назовем родственников зайца?
Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Логопед: А как называется хвост у зайки?
Дети: Заячий хвост.
Логопед: А шубка у зайки?
Дети: Заячья шубка.
Логопед: А лапки у зайки?
Дети: Заячьи лапки?
Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.
Дети: придумывают разные предложения.
Логопед: Давайте составим схему предложения:
ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.
Или ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.
Или ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.
- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.
Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?
Итог.
Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?
Дети: - Звуки «З и Зь».
Логопед: - Звук «З» - какой?
Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,
Логопед: Звук «Зь» - какой?
Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).
Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе. Подходите, получайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].
Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»
ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».
Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».
Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:- дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"
Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической строны речи на тему: "Звуки К - Кь"
Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Главная цель данной деятельности - это научить детей различать звуки К и Кь....
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе по теме «Звук Т»
Конспект НОД учителя-логопеда по развитию фонетико-фонематических представлений....