Конспект ОД по развитию фонетико-фонематических представлений.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кияшко Анна Васильевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_fonetiko.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений.4mf0pux4608cfstz24xhl04hzgt60d8gf24hh04fmxb6n0ehg824uy0jf4nji6g0o8a24u0f4oe6qv0afaw82

Тема: «Путешествие в зоопарк». 4vyb0hi46vo0bla824xhl04hzgt60d8gf24dez04euh6d0r8aj2

Задачи:4f0y4k6ql08dmsxp24xhl04hzgt60d8gf24dez04euh6d0r8aj24mf0pux4608cfstz2

-Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь;

-Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях;

-Учить определять место звука З в слове (начало, середина);

-Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА;

-Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ;

-Упражнять в составлении предложений по картинкам.

-Корректировать фонематический слух и восприятие;

-Воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование:

Игрушка плюшевая ЗАЯЦ;

 Магнитная доска;

Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией;

Зеркала (индивидуальные);

Звуковички (индивидуальные);

Схемы для составления схем слов (индивидуальные);

Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик;

Набор  для составления схемы предложения;

Сюжетная картинка со стихотворением;

Угощение и подарки.

Ход НОД.

Организационный момент

Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие —  Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите,  если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

(Дети складывают разрезную картинку). 

Логопед: Кто получился у вас на картинке?

Дети: Заяц.

Логопед: А Заяц, кто он?

Дети:  Заяц -  дикое животное.

Логопед: - А заяц , посмотрите,  какой?

Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.

Логопед: Ребята, посмотрите,  к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА  и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет?

Дети: В зоопарке живут звери.

Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу,  но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.

 - Скажите, а  какой первый звук в словах ЗЗЗайка,  ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?

Дети: - Звук «З».

Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.

Пальчиковая гимнастика .

Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:

Зайка под кустом сидит,

И ушами шевелит,

Зайка-зайка, где твой дом?

За-за-за большим кустом.

Артикуляционная гимнастика .

Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.

Загадка:

Зверь смешной в огромной клетке,

С ветки прыгает на ветку,

Ест бананы, сладости

К общей детской радости. (Обезьяна).

Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей,  как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.

   

Упражнения на свистящие звуки:

улыбка

накажем язычок

месим тесто

лопаточка

горка (киска сердится)

трубочка

чистим нижние зубки

Анализ артикуляции и характеристика звука З .

Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.

Бородатый и рогатый,

Показать вам силу рад я.

Крупный дикий бык лесной,

Стою важно под сосной. (Зубр).

       

Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?      

Дети: - ЗЗЗ.

Логопед: Как мы произносим звук З?

Дети:

Губы — улыбаются,

зубки — заборчиком,

язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.

Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.

Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.

 Звук «З» - какой?

Дети:

Звук  З -    согласный,

                твердый,

                звонкий,

                свистящий.

                Картинка — комарик.

                Обозначается синим квадратом.

Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.

Загадка.

У этой лошадки

 одежда в полоску.

Похожа одежда

 ее на матроску. (Зебра)

Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?

Дети: ЗЗЗЗЗь

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь.

Дети:

Звук Зь — согласный,

                звонкий,

                свистящий,

                мягкий.

                Картинка — маленький комарик.  

                Обозначается зеленым квадратом.

Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?

Дети: Согласные, звонкие, свистящие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.

Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.

Фонематический слух .  

Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.

Загадка:

Вьется веревка,

На конце головка. (Змея).

Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).

Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН.

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

Слоговые дорожки .

Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.

Загадка:

Есть рога, а не баран,

Хвост свечкой, а не белка,

Не корова, а молоко дает.

(КОЗА).

      - Правильно.     Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?

          Дети: Домашнее животное.

          Логопед: Какая коза?

          Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.

          Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.

Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)

Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)

Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)

Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)

Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.

- У вас на столе тоже есть по 2 картинки с  этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)

-А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).

Физкультминутка «Зайка» 

Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть.

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок.

НА носочках скок-поскок.

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул 10 раз.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ .

Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)

Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).

Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)

Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.

Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?

Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.

Логопед:

Какой первый слог — ЗУ

Какой второй слог — БЫ

Какой первый звук в этом слове? - З

Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)

Какой второй звук — У

Какой он — гласный, красная фишка.

Какой третий звук  - Б (твердый согласный — синяя фишка)

какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)

Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)

КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)

Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).

Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.

Работа с предложением .

Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.

А как мы ласково можем назвать зайца?

Дети: Зайка, заинька, зайчишка.

Логопед: Давайте назовем родственников зайца?

Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Логопед: А как называется хвост у зайки?

Дети: Заячий хвост.

Логопед: А шубка у зайки?

Дети: Заячья шубка.

Логопед: А лапки у зайки?

Дети: Заячьи лапки?

Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.

Дети: придумывают разные предложения.

Логопед: Давайте составим схему предложения:

              ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.

   Или     ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.

   Или     ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.

- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.

Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?

Итог.

Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?

Дети: - Звуки «З и Зь».

Логопед: - Звук «З» - какой?

Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,

Логопед: Звук «Зь» - какой?

Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).

Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе. Подходите, получайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].

Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической строны речи на тему: "Звуки К - Кь"

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Главная цель данной деятельности - это научить детей различать звуки К и Кь....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе по теме «Звук Т»

Конспект НОД учителя-логопеда по развитию фонетико-фонематических представлений....