Развитие речевого дыхания.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Татьяна Николаевна Тимофеева

Дыхание - это важный физиологический процесс. Данный материал позволит развивать речевое дыхание в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речевого дыхания17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание - это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение обмена веществ и энергии человека.

Дыхание - основа звучания голоса. Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая. По команде головного мозга, голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки, и образуется звук.

При правильном дыхании вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе «увеличивается» живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема воздуха, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, можно улучшить состояние нервной системы, ускорить обмен веществ, повысить энергетический уровень. А также дыхание влияет на артикуляцию, звукопроизношение и развитие голоса. Красивая, хорошо звучащая речь - это, прежде всего, правильно поставленное дыхание. 

Дышать надо через нос. Привычка дышать ртом очень вредна. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо их вентилирует, работают кровеносные сосуды головного мозга.

При обследовании выявляется, что у большинства детей нарушено носовое дыхание. Это может быть следствием хронического ринита, аденоидов, гипертрофии нёбных миндалин.

 

 Несовершенства речевого дыхания отрицательно влияют на развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и не могут произнести длинную фразу. При неумении рационально использовать выдох, ребёнок может недоговаривать слова в предложении или договаривать их шёпотом.  Чтобы закончить длинную фразу ребёнок вынужден добирать воздух и говорить на вдохе. В таком случае речь становится нечёткой и не плавной. Укороченный выдох вынуждает ребёнка говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Страдает развитие грамматического строя речи, нечёткое произнесение окончаний, не даёт возможности ребёнку учиться, правильно согласовывать слова в предложении.


Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, с длительным, плавным, экономным выдохом.

«Ветродуй» 

Используемый материал: Коробка от новогоднего подарка, конфетти от хлопушки, коктейльная трубочка (индивидуальная для каждого ребёнка), конфетти снежинки и звёздочки, новогодний дождик, бантик - украшение для подарков, горячие гвозди, скотч.

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи:

- обучение бесшумному, короткому и быстрому вдоху;

- обучение длительному, экономному и плавному выдоху.

Описание:

Родитель предлагает ребёнку, прослушать сказку «Ветродуй». Выполнить ряд упражнений для развития дыхания. 

На лесной опушке, в красненькой избушке жил гномик по имени Ветродуй. Очень гномик любил ветра: порывистые, лёгкие, сильные, тёплые и холодные.  

Вот однажды зимним вечером, когда дул сильный ветер, Ветродуй решил зажечь в доме свечу. Свеча горела ярко, золотые искры освещали всю комнату. Гномику стало жарко, он открыл окно. От порыва ветра свеча потухла (подуть на свечу). Лёгкий дымок поднялся ввысь (подуть на дымок - звёздочки на дождике). Ветродуй попытался зажечь свечу снова, но ветер - шалун летал по домику (подуть через коктейльную трубочку на конфетти от хлопушки).

Ветерок открыл волшебный сундучок, а из него вылетела пушистая тучка (подуть на тучку- бантик). В тот же миг, в белом хороводе, закружились лёгкие снежинки (подуть на снежинки). Гномик, от такой суеты, позабыл закрыть окно. Вскоре вся дружная компания: ветерок-шалун, тучка и её подружки снежинки, вылетели на улицу. За окном начался снегопад.  Тихо и красиво падали снежинки на землю. Планирую, как маленькие парашютики, кружились в завораживающем танце (подуть на снежинки).  

Ветродуй вышел на улицу, помахал рукой ветерку-шалуну.

Гномик был рад встрече с ним, ведь он любил ветра!

   

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...