«ЗВУКОВОЙ ДОМИК» НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
* Иллюстрации к пособию вы можете посмотрет в фотоальбоме "Дидактичекая игра "Звуковой домик""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ
ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:
- Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
- Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:
- овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
- формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
- овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.
ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:
- Звуковой домик изготовлен из листа фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления предметных картинок с графическим изображением звуков речи (букв).
- Цветовая гамма крыш звуковых домиков раскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-
синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).
В соответствии с этим:
- красная крыша со скрипичным ключом – домик для гласных звуков;
- сине-зеленая крыша с колокольчиком – домик для согласных звонких
твердых и мягких звуков;
- сине-зеленая крыша с наушниками – домик для согласных глухих
твердых и мягких звуков.
- Набор предметных картинок с буквами (на магнитах) – (2 комплекта)
- Набор предметных картинок для развития слухо-произносительной дифференциации звуков по звонкости-глухости: [З]-[С], [Д]-[Т], [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Ж]-[Ш]
- Набор предметных картинок с графическим изображением гласных, согласных твердых и мягких звуков (пособие З.Е. Агранович для настольной работы).
- «Звуковой куб» с символами для обозначения гласных и согласных звуков:
- красный круг (гласные звуки);
- синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки);
- синий круг без колокольчика (согласные глухие твёрдые звуки);
- зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки);
- зелёный круг без колокольчика (согласные глухие мягкие звуки).
- магнитная азбука;
- фишки красного, синего, зеленого цвета (с магнитом).
Гласные звуки поют и кричат,
Воют и ноют, но не молчат.
Согласные тоже молчать не хотят:
Фыркают, шепчутся и шелестят.
Но согласные всегда преодолевают преграды:
То язык, то губы, то зубы -
Не свободные какие-то звуки!
Они шумят, а поют только вместе с гласными,
Поэтому их и называют - согласными!
ИГРЫ
С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», «ЗВУКОВЫМ КУБОМ», ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ, ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).
Дидактическая игра «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.
Содержание игры: дети рассматривают картинку и произносят любимый звук паровозика: [У-у-у!]. Педагог обращает внимание детей на положение органов артикуляции (в зеркале):
- губы вытянуты трубочкой,
- язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,
- зубы сближены, но не сомкнуты,
- воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
Звук [У]-гласный (его можно петь),
обозначение звука – круг (фишка)
красного цвета.
Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:
Буква У кричит: «Ура!».
Руки тянет вверх она.
Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У].
По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.
Дидактическая игра «Летит и звенит».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [З], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.
Содержание игры: дети рассматривают картинку с изображением комара, произносят звук [З] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):
- губы в улыбке;
- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;
- голосовые связки работают.
Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.
Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [З].
По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.
Дидактическая игра «Кто свистит?».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.
Содержание игры: дети рассматривают картинку, на которой из насоса выходит воздух [ссс..], произносят звук [С] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):
- губы растянуты в улыбке;
- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;
- голосовые связки не работают (тактильный контроль – рука у горла).
Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т.д.).
Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:
Шел конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня. (Е.Тарлапан)
Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С].
По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.
Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»
Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.
Вариант 1. Произнеси с рукой на горле
- изолированные звуки [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С];
- найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;
- произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па; бу-бу-бу – пу-пу-пу;
бо-бо-бо – по-по-по; бы-бы-бы – пы-пы-пы.
(То же с другими парами звонких-глухих согласных [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С]).
- произнеси слова:
пас - бас колос – голос вата – фата
жутко – шутка доля – Толя сайка – зайка
Вариант 2. Воспроизведи слоговые ряды по памяти (отраженно за взрослым):
а) га-го-гу-гы ка-ко-ку-кы го-гу-гы-га ко-ку-кы-ка
гу-гы-га-го ку-кы-ка-ко гы-га-го-гу кы-ка-ко-ку
То же с пятью парами звонки х -глухих согласных.
б) ву-ву-фу ву-фу-фу ву-фу-ву ву-фу-фу-ву
фу-ву-ву фу-фу-ву фу-ву-фу фу-ву-фу-фу
То же с гласными [а], [о], [у], [ы] и с каждой парой звонких - глухих согласных.
Игра «Подбери картинки»
Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Т]-[Д], различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.
Вариант 1.
Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные [Д]-[Т]. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий - [Д], то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – [Т], то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.
В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные, которые «живут» в домике с наушниками.
Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].
Вариант 2.
Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.
Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.
Игры с «Звуковым кубом».
Цель:
- Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы; подбирать к символам звуки.
- Развитие фонематического слуха, умения выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, придумывать слова на заданный звук.
Варианты заданий:
Задание 1.
Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям: -- гласный звук – обозначаем кружком красного цвета;
- согласный звонкий твёрдый звук - обозначаем синим кругом с колокольчиком;
- согласный глухой твёрдый звук – обозначаем синим кругом без колокольчика;
- согласный звонкий мягкий звуки – обозначаем зелёным кругом с колокольчиком;
- согласный глухой мягкий звук - обозначаем зелёным кругом без колокольчика.
Задание 2.
Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.
Задание 3.
Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4.
Найти предметы в логопедическом кабинете (групповой комнате, выбрать картинки в лото и т.п.), в которых начальный звук, соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5.
Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.
Игра «Если горлышко «дрожит»,
Значит, звонкий звук бежит!»
Цель: развитие слухового внимания, умения давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Логопед предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж..]
Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):
- губы вытянуты бубликом, рупором;
- кончик языка поднят за верхние зубы;
- боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная
воздушная струя,
- горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит, звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.
Взрослый предлагает детям:
- повторить характеристику звука;
- найти грань кубика с нужным символом и показать его;
- подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;
Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.
Игра «Звучит или молчит?»
Цель: Формирование умения давать развёрнутую характеристику звукам речи, дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко - слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости (например [Ж]-[Ш]) и предлагает ребёнку подобрать кубик-символ звука.
Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. Пример: звук [Ж] - согласный, всегда твёрдый, звонкий; обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком. Звук [Ш] - согласный, всегда твёрдый, глухой; обозначаем фишкой синего цвета без колокольчика. Педагог предлагает ребенку «поселить» звуки [Ш], [Ж] в «Звуковой домик».
Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].
Игра «Найди пару»
Цель: Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки [П]-[Пь] на слух и в произношении.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: [П]-[Пь]), и предлагает ребёнку подобрать куб-символ звука.
Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:
- в начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
- горлышко «молчит». Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Так кипит вода в самоваре: пппппп…
Ребенок берет картинку, с изображением самовара и помещает ее в «Звуковой домик».
Следующий ребёнок показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Пь], опираясь, на его акустико-артикуляционный образ:
- в начале губы сомкнуты, потом сильная воздушная струя их раскрывает;
- горлышко «молчит»;
- звук [Пь] – согласный, мягкий, глухой. Так кипит вода в маленьком чайничке: пьпьпьпь…
Ребенок берет картинку, с изображением чайничка и помещает ее в «Звуковой домик».
Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Вь], [Г]-[Гь], [Б]-[Бь], [К]-[Кь], [З]-[Зь],
[Ф]-[Фь], [Х]-[Хь], [С]-[Сь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] и т.д.
Игра «Распознай звуки»
Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Г]-[К], [Гь]-[Кь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки с оппозиционными (по глухости – звонкости, мягкости – твёрдости) согласными, предлагает ребёнку выбрать картинки и дать характеристику звукам с опорой на слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Затем показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).
Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Б]-[П], [Бь]-[Пь].
Игра «Так ли это звучит?»
Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б]-[П], [Бь]-[Пь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль), показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).
Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Г]-[К], [Кь]-[Гь].
Игра «Гость»
Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки
сказочных героев, предлагает назвать его, выделить первый (последний) звук в слове, дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на оральный, акустический, тактильно-вибрационный контроль), «поселить» гостя (изображенного на картинке) в «Звуковой домик».
Игра «Путешествие в сказку»
Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Вариант1.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе сюжетные картинки (фрагменты из сказок), предлагает перечислить героев сказки, затем, выбрать особо понравившегося героя и назвать первый (последний) звук в слове. Дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на акустико-артикуляционный образ звука), найти соответствующую звуку букву и поместить ее в «Звуковой домик».
Вариант 2.
Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:
- первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;
- первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;
- первый (последний) звук в названии подарка может начинаться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.
Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».
ЛИТЕРАТУРА:
- Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
- Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.
- ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов.
консультация для учителей начальных классов...
Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)
Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)ПРЕДМЕТ: Окружающий мир«Звери-...
Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)
Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)ПРЕДМЕТ: Окружающий мир«Звери-...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Схема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя детского сада
В рамках Педагогического совета МАДОУ "Детский сад №39 "Ромашка" №1 от 11.10.2018 г. учитель-логопед познакомила присутствующих со схемой взаимодействия учителя-логопеда и воспита...
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями детского сада
Основные задачи учителя-логопеда. Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями....
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...