Картотека по лексико-грамматическим темам, с учётом реализуемой программы. Рекомендовано для родителей
картотека по логопедии ( группа) на тему

Данная картотека представлена для родитей и специалистов по всем лексическим тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Общие речевые навыки. Осень

Карточка №1.

Упражнение «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.

Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют,

определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков.

Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).

Общие речевые навыки. Осень

Карточка №2.

Упражнение «Узнай овощ»

Цель:   развитие глубокого вдоха.

Оборудование: на столе перед детьми блюдо с овощами:

луком, чесноком, огурцом, укропом.

Ход: дети под руководством взрослого рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Общие речевые навыки .Осень

Карточка №3.

Упражнение «Эхо»

Цель:   развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход: Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).

Общие речевые навыки. Осень

Карточка №4.

Упражнение «Дождик, дождик».

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи,

кoopдинации движений и ориентировки в пространстве.

Ход: Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем

играющих детей. Дети ходят в cepeдинe круга и говорят хором  (или один).

Дождик, дождик, что ты льешь ?

Погулять нам не даешь ?

После слов «погулять нам не даёшь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватает, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Общие речевые навыки .Осень

Карточка №5.

Упражнение: «Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.  Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно

начинают прoтяжнo произносить, сначала тихо, затем громко , гласные звуки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала пoбeдителя oпpeдeляeт педагог. Затем можно пopyчить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не пepeнaпpягaли мышцы шеи.

Общие речевые навыки. Осень

Карточка №6.

Цель: Работа над силой голоса. Рaзвитиe пepeключаемости органов apтикуляционногo аппарата

Ход: Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)

Заблудились мы в лесу,        ,

закричали мы «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).

Осенние листочки на веточках висят,

осенние листочки с нами говорят; «А-o-у-и»

Зрительное и слуховое внимание  .Осень

Карточка №15.

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель:   развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления.

Ход: логопед приглашает детей к фланелеграфу, наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

- Посмотрите внимательно на картину, которую составил ваш знакомый Незнайка. На картине тоже осень. Только всё ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные Незнайкой ошибки, а логопед убирает эти изображения с наборного полотна.

Зрительное и слуховое внимание.   Осень

Карточка №14.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Ход: педагог называет признаки разных времён года:

- Птицы улетают на юг.

- Расцвели подснежники.

- Пожелтели листья на деревьях.

- Идёт уборка урожая.

Дети внимательно слушают и говорят, когда это бывает, называя время года.

Зрительное и слуховое внимание .Осень

Карточка №16.

Игра: «Что лишнее?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года.

Логопед называет четыре признака разных времён года:

- Птицы улетают на юг.

- Расцвели подснежники.

- Пожелтели листья на деревьях.

- Идёт уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Зрительное и слуховое внимание .Осень

Карточка №17.

Игра: «Четвёртый лишний»

Цель: Дифференциация признаков осени от признаков других времён года. Развитие связной речи (употребление сложноподчинённых предложений). Развитие зрительного внимания.

Ход: педагог помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых изображено одно время года, а на четвёртой – другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например:

- Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках нарисована осень. И т.п.

Зрительное и слуховое внимание . Осень

Карточка №18.

Игра: «Найди предмет»

Цель: Развитие зрительного и слухового внимания.

Оборудование: в различных местах лежат предметные картинки, связанные с лексической темой.

Ход: логопед даёт задание, например,

- Найди красный кленовый лист.

- Найди зелёные резиновые сапоги.

- Найди голубой плащ.

Можно  попросить рассказать ребёнка, где он нашёл заданный предмет.

Зрительное и слуховое внимание  . Осень

Карточка №19.

Игра: «Что пропало?»

Цель: Развитие внимания и зрительной памяти.

Ход игры: Раскладываем перед ребенком картинки с изображением листьев березы, клена, дуба, рябины, ивы. Логопед просит его запомнить их. Потом ребенок отворачивается, а взрослый убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, какой лист убрали.

Зрительное и слуховое внимание . Осень

Карточка №20.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование: Набор предметных картинок.

Ход игры: Логопед показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах, логопед молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Логопед отмечает правильно определивший звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.

Зрительное и слуховое внимание.  Осень

Карточка №21.

Игра с мячом «Лето или осень?»

Цель: закрепить знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

Ход: педагог и дети стоят кружком. Педагог говорит:

- Если листики желтеют – это ...

И бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно педагогу:

- Осень.

Педагог продолжает:

- Если птицы улетают – это... и т.п.

Лексика. Грамматика.    Осень

Карточка №22.

Игра: «Один – много»

Цель: Научить образовывать существительные множественного числа.

Ход игры: Логопед называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: Дождь - дожди, капля - капли, лист - листья, зонт - ¬зонты, плащ - плащи, птица - птицы, гриб - грибы.

Лексика. Грамматика.  Осень

Карточка №23.

Упражнение «Что?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Логопед просит детей ответить на вопрос «Кто?» или «Что?»:

Наступает (что?)        , моросит..., улетают..., опадают..., кружится..., льет..., наступает..., желтеют ..., исчезают...

Лексика. Грамматика.    Осень

Карточка №24.

Упражнение: «Какой? Какая? Какие?»

Цель: Актуализация словаря. Согласование существительного с прилагательным. Подбирать прилагательные, отвечая на  вопросы: Какая, какое, какой, какие?

Ход игры:

Логопед предлагает ответить на вопросы (Какой, какая, какие):

дождик (какой?) ..., день (какой?)        , осень (какая?)        ,

погода (какая?)        , небо (какое?)

Лексика. Грамматика. Осень

Карточка №25.

Игра: «Скажи наоборот».

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова - антонимы.

Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймав мяч, ребенок должен придумать слово, пpoтивoпoложноe по значению. Сказать это слово и бросить мяч обратно логoпeду.

Тепло - ..., пасмурный день        , длинный        , сух

Лексика. Грамматика.    Осень

Карточка №27.

Игра «Детки с ветки»

Цель: Научить образовывать существительные с прилагательными множественного числа.

Оборудование: картинки с листьями или натуральные листья с дуба, клёна, берёзы, липы, тополя и т.п.

Ход: логопед показывает один кленовый лист.

Давайте посчитаем, сколько будет листьев в букете:

- Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев.

Так же считаем берёзовые листья, липовые, дубовые и т.п.

Лексика. Грамматика.   Осень

Карточка №28.

Игра «Разноцветные листья»

Цели: Расширение словарного запаса. Расширение образного словаря. Совершенствование грамматического строя речи , словообразование, правильное использование формы родительного  падежа имён существительных с предлогом С, oбpазованиe относительных прилагательных. Обогащения речи эпитетами.

Оборудование: Две большие картинки с изображениями деревьев и шесть маленьких картинок с изображением листьев, семян, плодов деревьев.

Ход игры

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки, на одной - клен, каштан, рябина, а на другой - дуб, ель, сосна, предлагает детям рассмотреть картинки и вспомнить названия деревьев и  подобрать слова, отвечающие на вопрос какой? к названию каждого дерева: раскидистый клён, цветущий каштан, кудрявая рябина, могучий дуб, высокая ель, стройная сосна.

Затем перед детьми раскладываются маленькие картинки с изображен-ными на них листьями, плодами, семенами. Логопед предлагает детям рас-смотреть картинки и вспомнить, с каких деревьев упали эти листья и плоды Дети по очереди выбирают маленькие картинки и составляют предложения¬.

Если картинки снабжены «липучками», дети прикрепляют маленькие картинки к соответствующим большим карт.

Лексика. Грамматика.    Осень

Карточка №29.

Упражнение: «Осенний пейзаж».

Цель: Знакомство со сложными словами, словообразование.

Ход игры: Логопед вместе с детьми разбирает смысл слов: Разноцветные листья, листопад.

Золотой ковёр, золотая осень,  проливной дождь, пожухлая трава и т.п.

Развитие навыков языкового анализа .  Осень

Карточка №30.

Игра « Поймай и раздели»

Цель: Совершенствование слогового анализа слов. Деление на слоги слов по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося слова по теме «Осень». Ребёнок ловит мяч и, бросая его обратно, произносит это слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Развитие навыков языкового анализа. Осень

Карточка №31.

Игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове

Ход игры: Один из детей (или логопед) называет слово, рядом

сидящий подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребёнок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех тянул цепочк

Развитие навыков языкового анализа.         Осень

Карточка №32.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Оборудование: у логопеда набор картинок по теме.

Ход: логопед показывает картинку, называет изображённый предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Развитие навыков языкового анализа.   Осень

Карточка №33.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Оборудование: к доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца.

Ход: логопед говорит: Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Ребёнок выходит к доске, берёт зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивает лицом к группе. Ребёнок называет предмет, на ней изображённый, и анализирует звуковой состав слова. Если анализ сделан правильно, ребёнок получает картинку. Побеждает тот у кого есть картинки.

Развитие навыков языкового анализа.          Осень

Карточка №34.

Игра «Молчанка»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в слове.

Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ребёнка.

Ход: логопед называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Слова подбираются в соответствии с лексической темой.

Судью можно выбрать из числа детей. Он отмечает ошибки детей, насчитывает штрафные очки.

Развитие моторики.                  Осень.

Карточка №7.

“ДОЖДИК“

Координация речи с движением,

работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз,

(Прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два.

(Прыжок.)

Очень медленно сперва.

( 4 прыжка.)

А потом, потом, потом

( 8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли.

( Руки развести в стороны.)

От дождя себя  укрыли.

(Руки полукругом над головой)

Развитие моторики.          Осень.

Карточка №8.

“ОСЕННИЕ  ЛИСТЬЯ”

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья     собирать.

( Сжимают и разжимают кулачки.)

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний  букет отнесем.

( “Шагают по столу   средним и указательным пальчиками.)

Развитие моторики.                  Осень.

Карточка №9.

“ОСЕНЬ”

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

( Спокойно укладывают ладони на стол.)

Развитие моторики.                                  Осень.

Карточка №10.

“ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ”

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого.)

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(“Шагают” средним и указательным пальчиками  обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

“По газону не ходить!”

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

-Ох!

(Один хлопок.)

И ушел. газон засох.

(Ритмичные хлопки по столу.)

Развитие моторики.           Осень.

Карточка №11.

«Осенние листья»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на цыпочках, руки в стороны)

листья нам под ноги тихо ложатся

(приседают)

и под ногами шуршат, шелестят,

(движения руками вправо – влево)

будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Развитие моторики.     Осень.

Карточка №12.

“Дождик”

Координация речи и движения.

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

(Прыжки на одной ноге по

кругу.)

В лужице - смотри, смотри! -

Он пускает пузыри.

(Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Стали мокрыми кусты,

(Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы.

(Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

(Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

Развитие моторики.                      Осень.

Карточка №13.

«Осенью»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул...

(пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

(постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

(Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,

(плавные движения кистями рук вперёд-назад.)

Одеялом их прикрыл.

(ладони крепко прижать к столу.)

Дождь.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Туча.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Лужа.

Дождь прошел, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня.

Осень.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят.. летят…

Осень.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Общие речевые навыки                                         Овощи - фрукты

Карточка №1

Упражнение: «Узнай овощ». «Узнай фрукт»

Цель: формирование общих речевых навыков. Развитие глубокого вдоха. Расширение пассивного словаря.

Ход: Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп (фрукты : апельсин, лимон, яблоко). Дети рассматривают овощи (фрукты), называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем по очереди логопед завязывает глаза; ребёнок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Общие речевые навыки                                            Овощи - фрукты

Карточка №2

Упражнение: «Поезд».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.

Ход: логопед показывает картинку, на которой изображен поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у...». Дети повторяют 3-5 раз.

Общие речевые навыки                                                                         Овощи - фрукты

Карточка №3.

Упражнение «Лесенка».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных.

Ход: пропевание гласных А, У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке».

Общие речевые навыки                                             Овощи - фрукты

Карточка №4.

Упражнение «Огород», «Яблоко», «Купите лук».

Цель: работа над чёткостью дикции и выразительностью речи.

Ход: логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка; в заключении стихотворение декламируется хором.

В огороде много гряд,               Яблоко спелое, красное, сладкое,

Тут и репа, и салат.                   Яблоко хрупкое, с кожицей гладкою.

тут и свёкла, и горох,                Яблоко я пополам разломлю,

А картофель разве плох?          Яблоко с другом своим разделю.

Наш зелёный огород

Нас прокормит круглый год.

Общие речевые навыки                                              Овощи - фрукты

Карточка №5.

Упражнение «Разговоры овощей», «Разговоры фруктов»

Цель: работа над речевым дыханием и силой голоса.

Ход: Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, по-пы!» Огурец «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени бабушки, дедушки и внучки.

Яблоко сердится на  Гусеницу: «Фу-фа-фо!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты».

Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!».

Общие речевые навыки                                       Овощи - фрукты

Карточка №6.

Игра: «Дедушка Рох».

Цель: работа над ясной шепотной речью, развитие глагольного словаря.

Ход: логопед шепотом читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка.

Дедушка Рох посеял горох.

Землю пахал – тяжко вздыхал.

Когда убирал, пот утирал.

Когда молотил – по пальцу хватил.

Зато когда ел, язык проглотил –

До того вкусно было.

польская песенка

Общие  речевые навыки                                              овощи – фрукты

Карточка №7.

Игра: «Перец»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Перец перцу говорит:

-У тебя прекрасный вид!

Ты большой и гладкий!

-Потому что сладкий!

Если был бы горький, злой,

То не вырос бы такой!

Общие  речевые навыки                                              овощи – фрукты

Карточка №8.

Игра: «Лук»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

-Знаю я, любезный лук,

Ты мой добрый, верный друг.

Что ж глаза мне щиплешь так,

Будто ты не друг, а враг?

-Уж такой я потерпи,

Если любишь, то прости!

Общие  речевые навыки                                     овощи – фрукты

Карточка №9.

Игра:  «Репка»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

- Круглый жёлтенький крепыш,

Ты кого боишься?

- Мышь!

Каждый вечер прибегает,

За бочок меня кусает!

- Репка, мы тебя спасём!

Ну-ка, мышка, марш в свой дом!

Общие  речевые навыки                                         овощи – фрукты

Карточка №10.

Игра: «Чеснок»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

-Заболел малютка ёжик!

Доктор, что ему поможет?

-Ваш поправится сынок.

А спасёт его чеснок!

Общие  речевые навыки                                      овощи – фрукты

Карточка №11.

Игра:  «Редиска»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

-Ну-ка девица – редиска,

полезай скорее в миску!

Здесь уже твои сестрички,

Видишь хвостики – косички?

-Нет, я в миску не спешу,

Лучше в грядке посижу!

Общие  речевые навыки                                   овощи – фрукты

Карточка №12.

Игра «Про Егорку»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

В огороде у Егорки

Появились помидорки.

Но у них еще пока

Нерумяные бока.

Долго ждать не мог Егорка -

С красной краской взял ведерко…

Раньше срока у Егорки

Покраснели помидорки!

Общие  речевые навыки                                        овощи – фрукты

Карточка №13.

Игра «Лягушкины покупки»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

- Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка?

-С базара домой, дорогая подружка.

- А что ж ты купила?

-Всего понемножку:

Купила квапусту, квасоль и квартошку.

Общие  речевые навыки                                           овощи – фрукты

Карточка №14.

Игра

Речь с движением                                 Овощи- фрукты

Карточка №15.

Пальчиковая гимнастика.

(Поочерёдно загибать палец, о котором рассказывается, а затем его разогнуть.)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

Речь с движением          Овощи- фрукты

Карточка №16.

Пальчиковая гимнастика.

«Сколько грядок в огороде?»

(поочерёдно загибать пальцы)

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Фёклы

Четыре грядки свёклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

Речь с движением           Овощи- фрукты

Карточка №17.

Пальчиковая гимнастика,

“ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА”

Хозяйка однажды с базара пришла,

(Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают по одному пальцу  на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!

(Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе -

(Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка?

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ!

(Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

(Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку,

(Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!

(Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

(Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка,

(Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ!

(Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох!

(Показывают, как едят суп.)

Речь с движением                    Овощи- фрукты

Карточка №18.

Пальчиковая гимнастика.

“АПЕЛЬСИН”

Мы делили апельсин.

(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас,

(Показывают 10 пальцев.)

А он один.

(Показывают один палец.)

Эта долька - для ежа.

(Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька - для стрижа.

(Загибают указательный палец.)

Эта долька - для утят.

(Загибают средний палец.)

Эта долька - для котят.

(Загибают безымянный палец.)

Эта долька - для бобра.

(Загибают мизинец.)

А для волка - кожура.

(Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас - Беда!!!

(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь - Кто куда!

(“Бегут” пальцами по столу.)

Речь с движением      Овощи- фрукты

Карточка №19.

Пальчиковая гимнастика

“ КОМПОТ”

Будем мы варить   компот,

(Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой  руки “мешают”)

Фруктов нужно много.

( Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот:

Будем яблоки  крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять “варят” и мешают”.)

Угостим честной народ.

Речь с движением    Овощи- фрукты

Карточка №20.

Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

“Капуста”

Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы капусту нарубили, перетерли,

(Хватательные движения обеими руками.)

Посолили

(Указательный и средний пальцы трутся

о большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

(Отряхивают руки.)

Речь с движением          Овощи- фрукты

Карточка №21.

Игра «Сбор ягод»

Цель: Развитие пальчиковой моторики. Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять....

Снова буду собирать.

(выполнять действия в соответствии с

содержанием стихотворения)

Речь с движением

Овощи- фрукты

Карточка № 22.

Пальчиковая гимнастика

“У  ЛАРИСКИ - ДВЕ  РЕДИСКИ “

У Лариски - Две редиски.

У Алешки - Две картошки.

У Сережки - сорванца -

Два зеленых огурца.

А у Вовки - Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная

с большого, на одной или обеих руках.)

Речь с движением   Овощи- фрукты

Карточка № 23.

Пальчиковая гимнастика

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз.

(Соединение пальцев подушечками, начиная  с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую строчку; при этом ладони не касаются друг друга.)

Речь с движением        Овощи- фрукты

Карточка № 24.

Пальчиковая гимнастика

«ОВОЩИ»

Как-то вечером на грядке,

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Репка. Свекла, редька, лук

(дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого пальца.)

Поиграть решили в прятки,

(закрывают ладошками глаза.)

Но сначала встали в круг.

(соединяют пальцы обеих рук друг с другом, образовав руками круг.)

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Прячься лучше, прячься глубже,

(Дети сжимают- разжимают кулачки)

Ну а ты иди искать.

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень"

Занятие в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорийТема «Осень»....

Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «Посуда».

Материал для закрепления пройденного материала на логопедическом занятии....

Картотека тематических лексико-грамматических упражнений

В документе представлена подборка лексико-грамматических упражнений по основным темам коррекционно-развивающего обучения....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Полёт на Далёкую планету.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представленийТема: Полёт на Далёкую планету....

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «В гостях у Мухи – Цокотухи»

 В данном материале раскрыты цель, задачи НОД, оборудование, ход занятия: Вводная часть, основная часть и заключительная часть. Представлены вопросы учителя - логопеда и варианты ответов д...