Игры для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Горохова Екатерина Анатольевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с общим недоразвитием речи

   Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются.

Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе.

Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным  развитием. В связи с этим важно в 1 – 2 периодах обучения уделить серьезное внимание  тем видам работы,  которые помогли бы  детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу. Воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

    Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в час развлечений, на прогулке. Ниже проводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР.

    Игры с движениями необходимо сочетать с другими  видами  деятельности детей. Подвижные игры с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий школьников. И если она правильно подобрана  педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

    Характер подвижной игры. Ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра (типа «Поезд», «Самолет» или игра –инсценировка («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном. прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), ребенок учится целенаправленно катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т.п., и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач:

повышают активность, развивают подражательность. Формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты  речи, поощряют творческую активность детей.

    Подвижные игры одновременно помогают  успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое  состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятием физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности.. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций  и т.п.).

    У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется  иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя., изменяя его с учетом  особенностей работы, логопедических групп.

    Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их  с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

    Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая. подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задание старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него  игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам. Выполнить действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

    После того, как большинство детей усвоит правили игры и поймет задание ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

    Предлагаемые игры могут сокращаться,  дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать  воспитателю специальной группы для проведения на прогулке.

Подвижные игры

«Кому достанется кегля»

    На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета  в 8 – 10 шагах от него ставятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

                                     i[82].jpg

                                    «Совушка»                

    За несколько дней до проведения игры детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята название насекомых, учат их имитировать движения птиц, насекомых.

Детям загадывают загадки о насекомых, а затем читают и разбирают по вопросам стихотворение «Сова».

                                     

В лесу темно,                        

Все спят давно.

Одна сова не спит,      

На суку сидит.

Да как полетит.                        

    Ход игры. Ребята становятся в круг. Один из играющих становится  на середину, он будет изображать сову (ведущего выбирают считалкой).

Все остальные дети – жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «День наступает – все вокруг оживает» - все бегают по кругу. Совушка в это время спит (стоит в середине круга).Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – все замирает!» - птички, жучки  останавливатся и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту».

Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит их к себе в гнездо – в середину круга. Они становятся совушками и при повторении игры  все вместе вылетают на охоту.

 

 

Передай - садись

    Играющие разбиваются на несколько команд по 5 – 6 человек в каждой, выбирают командиров и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны  лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5 – 6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим  игрокам т.д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

Передача мяча по кругу

    Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, то направляет его в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч не разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

    Усложненный вариант игры: после того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч  из рук в руки направо, затем поворачиваются лицом к центру и предают мяч в обратном направлении. Кода мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят  правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на  две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Физическое развитие детей с ОНР имеет ряд отличий от физического развития сверстников без речевой патологии. Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с ...

Статья "Особенности развития театрализованной игры у детей с общим недоразвитием речи".

Данный материал будет интересен при работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"

В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, с...

«Использование нетрадиционных пособий в дидактических играх для детей с общим недоразвитием речи»

       У детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, словарный запас беден, качественно неполноценен...

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нару...

Формирование навыков правильного употребления предлогов через дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи.

СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ....

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...