Поддержка речевой инициативы у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_rechevoy_initsiativy.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка речевой инициативы  

у детей дошкольного возраста.

Учитель – логопед

МБДОУ № 37 «Теремок»

Т.А.Мельникова,

г.Железногорск

     Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

     Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

     Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

   Инициативу в речевом высказывании воспитанникам можно прививать в течение всего режима дня во всех видах деятельности. Каковы наши задачи?

1. Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий:

  • предоставить детям возможность самостоятельно озвучивать гимнастическое упражнение или спортивную игру;
  •  предложить ребенку взять на себя роль ведущего;
  •  предложить придумать и обсудить правила с ребятами.

2. В процессе трудовой деятельности:

  • стимулировать речь путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
  • поощрять инициативу ребенка в стремлении заметить, озвучить и устранить нарушения порядка в группе, в кабинете или на участке;
  • предлагать детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера (изменить дизайн группы, расположение центров, пособий, оборудования), в процессе которого обязательно произойдёт речевой всплеск, ведь это так интересно.

Одним из эффективных и результативных форм коллективного совместного труда старших дошкольников является дизайн группы. В процессе обсуждений с детьми педагог рассматриваются разные варианты, проекты, планы, схемы, предложенные детьми. В процессе этой деятельности дети приобретают навыки: реализовывать свои идеи, замыслы, улаживать конфликтные ситуации, спорные моменты, находить компромисс, что способствует развитию самостоятельности и инициативности.

3. В процессе совместной деятельности детей с педагогом:

  • максимально предоставлять свободу выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности.

Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. И ребенок приобретает первый опыт инициативности, навык генератора идей, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках.

4. В процессе развития коммуникативных качеств:

  • в речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.

5. В процессе проектной деятельности:

  • поощрять инициативу к созданию собственного проекта. Наиболее эффективной формой работы по развитию речевой инициативы является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

С целью поддержки инициативы детей в речевом развитии в детском саду создаются следующие условия:

- разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;

-альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;

-книжные уголки  с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы.

Материал для книжного уголка подбирается  в соответствии с темой по комплексно-тематическому плану. Например, тема «Семья» - художественную литературу выбираем конкретно к этой теме, а не выставляем всю имеющуюся литературу.

Перечень материалов дополняют, выполненные детьми вместе  с родителями еженедельные домашние задания.

    В течение учебного года итоговыми обобщенными формами работы по поддержке речевой инициативы детей старшего дошкольного возраста стали образовательные события: «Колесо», «Кормушки для птиц», «День снега», «Космос», интеллектуальный конкурс знатоков «Умники и умницы», постановка спектакля  «Сказка про теремок и уголёк», многочисленные групповые проекты .

 

Когда мы ,педагоги,  проявляем уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи...

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...