Мой подход к работе с детьми
материал по логопедии ( группа) на тему

 Ирина Владимировна Колосовская

Материалы для IV Областного конкурса "Детские сады-детям"-" Мой подход к работе с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_podhod_k_rabote_s_detmi.docx337 КБ

Предварительный просмотр:

Мой подход к работе с детьми

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

(Р.Эмерсон)

    Одной из главных задач своей работы   считаю сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.  На фоне комплексной логопедической помощи использую здоровьесберегающие технологии, они не требуют особых усилий и материальных затрат, оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятие интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день известно достаточно много методов нетрадиционного воздействия. Хотелось бы остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются  наиболее целесообразными и эффективными: дыхательная гимнастика; звукотерапия; песочная и водная терапия.

Уделяю особое внимание развитию физиологического и речевого дыхания, так как роль дыхания важна в логопедической практике в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи.  В работе по развитию дыхания использую различное оборудование, изготовленное своими руками,  которое можно разделить на две группы:

1 группа – релаксационная (которая решает задачи опосредованного массажа и релаксации) – сухой бассейн,  массажные коврики, емкости с песком и водой.

2 группа – активационная (стимулирует двигательные функции и нервно – психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи) – подвесные конструкции, игры на дыхание, султанчики, ветрячки и т.д.   Данное оборудование используется в зависимости от этапа формирования правильного речевого дыхания, с учетом возрастных и психофизических особенностей дошкольников.  

     Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи,  у детей удалось закрепить  энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; сформировать правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и  с пользой для психофизического здоровья ребенка.

K:\Детский сад1\Изображение 088.jpg Работая с детьми с ОВЗ, я пришла к выводу, звукотерапия – это метод, который благотворно действуют на здоровье ребёнка на подсознательном уровне. Если человек с самого детства окружен прекрасными звуками, он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать окружающих. У него глубокое воображение, он способен к творческому мышлению. Звук и здоровье тесно связаны между собой. Частота звуковых волн  вызывает в поле человека явление резонанса. Он возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания. Дети знают, чтобы звук был лечебным его нужно произносить не более трех-четырех раз, при этом его высота должна быть все время одинаковой - начинаем не мощно, а заканчиваем, когда в легких не остается воздуха.

Каждое занятие мы начинаем с пропевания звуков, дети знают, например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом,

И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,

О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,

У - оказывает положительное воздействие на область живота,

Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему.

        Звуки различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Звуки - это целый мир, знать и понимать который должен каждый.

    Из опыта работы я знаю, что игры с песком и водой не только позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, снимают мускульное, психоэмоциональное напряжение, развивает моторику, но и являются отличным средством развития дыхания, автоматизации звуков, развития фонематического слуха, связной речи, формирования лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова.  Для дошкольников это, прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактезированное обучение. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе.

     Первоначально перед педагогом стоит цель – выработать у детей правила взаимодействия с песком. Для этого  предлагаю дошкольникам познакомиться с правилами «песочницы» в игровой форме, используя сказочные персонажи, наборы мелких игрушек.

  Работать с песочницей мы начинаем сразу, с начала учебного года: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты, речевые возможности ребенка.

    Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Кинестетические ощущения получаются во время движения. Далее,  использую песочную и водную терапию  на занятиях по коррекции звукопроизношения, обучению грамоте, лексико-грамматических занятиях и занятиях по развитию связной речи.

  Так же с удовольствием использую сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны  для детского понимания.                              

   При  использовании сказки в системе логопедической работы преследую такие задачи: создание  коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; развитие диалогической и монологической речи; эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской  культуры, народному фольклору.  Кроме того, в занятия-сказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей с нарушением речи.                                                                                                                                                                                                            

     Форма проведения такого занятия может быть различной - это и сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. При этом необязательно использовать общеизвестные сюжеты дословно, логопед может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия.

    Таким образом,  необходимо отметить, что особое внимание на логопедических занятиях мной уделяется использованию направляющей помощи: разнообразной наглядности, простых инструкций, анализа допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок с целью предупреждения их в дальнейшем, эмоционально-положительного фона совместной деятельности. Исходя из психологических особенностей данной категории дошкольников, важным моментом в коррекционно-логопедической работе  можно считать вызывание и поддержание их интереса к выполнению заданий.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/16/img_1615.jpg    Так же для оптимизации коррекционной работы активно использую компьютерные и мультимедийные технологии, использую  цифровые образовательные ресурсы. Применяю в работе разнообразные формы ИКТ: презентации, обучающие и развивающие компьютерные программы («Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др.). Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.

В этом учебном году меня заинтересовала тема нормотворчества, а именно введение определенных норм, правил через творческую деятельность детей. 

Наблюдая за общением детей, их поведением, я пришла к выводу, что  конфликтных ситуаций в любых видах детской деятельности можно избежать, если изначально в группе существует определенная база правил, которая распространяется на различные виды деятельности ребенка. Создание нормы – важное направление в педагогической деятельности, так как это развивает позитивную социализацию детей. В группе были придуманы «знаки» правил для различных видов деятельности, создана Книга правил.  Я считаю, что данная работа  и использование «знаков» правил не только улучшает психологический климат в группе и значительно облегчает работу педагога, но и способствует развитию связной, диалогической речи и  мышления дошкольников.

Кроме перечисленных технологий, в своей работе я использую логопедический массаж, кинезеологические упражнения, крупотерапию, игры с моделями-символами и другие нетрадиционные методы коррекционной работы.

              DSC08585.JPG              http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/16/img_1627.jpg            F:\DCIM\100CANON\IMG_1391.JPG 

Хочется отметить, что описанные приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей к логопедическим занятиям. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по изобразительной деятельности

Новые подходы в работе с детьми 6-7  лет по изобразительной деятельности. Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Березка» Алексеева Фагиля Насимьяновна       Каждый п...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...

Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...