Социальная адаптация дошкольников с нарушениями речи
консультация ( группа) по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sotsialnaya_adaptatsiya_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация дошкольников с нарушениями речи .
Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования в новой среде.
Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Социальная адаптация дошкольников- процесс активного освоения ими социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде. Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности.
Целью любой адаптации является устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физиологической, химической, социальной) среды.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Наряду с различными формами адаптации существует явление дезадаптации. Дезадаптацией называется «процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутри личностными конфликтами» Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной (учебной) деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.).
Учеными выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития
К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес)
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация: временное нарушение сна, неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация: от 2 до 6 месяцев. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. Как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок
Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
II этап – основной. задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя.
III этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон.
Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10—11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту.
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане. Такая возможность не формируется сама по себе. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общей социализацией ребенка с развитием его психики.
Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с такими жизненными приобретениями ребенка, как предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность.
Речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации.
Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Тяжелые нарушения речи создают трудности не только в сфере межличностных отношений, но и в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, в овладении программным содержанием дошкольного учреждения. Указанные особенности развития приводят к социальной дезадаптированности детей данной категории.
У детей с речевой патологией преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряжённость, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. Исследователи говорят о фиксированности таких детей на своём дефекте и разном эмоциональном отношении к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх). Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки
Также адаптация ребенка с речевыми нарушениями в окружающую социальную жизнь зависит не только от объективных причин: потребности, направленности и мотивации к речевому общению, уровня сформированности речевой деятельности, но и от активной оптимистичной жизненной позиции родителей. Ранняя реабилитация возможно при понимании родителями важности своевременного обращения к специалистам. Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога; а также консультациях сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика
Дети имеющие нарушения речи имеют специфические нарушения социальной адаптации и благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создает у ребенка эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.
В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...
Особенности социальной адаптации дошкольников с нарушением речи
Курсовая работа по развитиюсоциальной адаптации дошкольников с нарушением речи...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
Проект «Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности с целью социальной и психологической адаптации дошкольников с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие коммуникативных навыков и добровольческой деятельности среди дошкольников с нарушениями речи и детей с ОВЗ...
Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
План работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи в процессе изучения лексических тем...
Социальные компетенции старших дошкольников с нарушениями речи
Статья посвящена проблеме формирования социальных компетенций старших дошкольников с нарушениями речи. Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей и уровня сформированности социал...
Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)
Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...