Формирование правильного звукопроизношения
учебно-методический материал по логопедии ( группа) на тему
Последовательность и этапы логопедической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_formirovaniya_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.
- Подготовительный этап:
- Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
- Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).
- Формирование первичных произносительных умений и навыков:
- Постановка звука;
- Автоматизация звука;
- Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
- Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [Ш], [Ж], [С], [З]), а при постановке звука [P] вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые.
Например, вот как выглядит последовательность автоматизации и дифференциации свистящих звуков.
Звуки [C],[C’] – [З], [З’]:
- звук [C] в прямом ударном слоге в начале слова.
- звук [C] в прямом ударном слоге в середине слова.
- звук [C] в прямом безударном слоге в начале слова.
- звук [C] в прямом безударном слоге в середине слова.
- звук [C] в прямом слоге при стечении согласных.
- звук [C] в обратном ударном слоге.
- звук [C] в обратном безударном слоге.
- звук [C] в различных позициях.
- звук [C’] в ударных слогах.
- звук [C’] в безударных слогах.
- звук [C’] при стечении согласных.
- Дифференциация произношения звуков [C] – [C’].
- Звук [З] в прямом ударном слоге.
- Звук [З] в прямом безударном слоге и при стечении согласных.
- Звук [З] в обратных слогах.
- Звук [З’] в различных позициях.
- Дифференциация произношения звуков [З] - [З’].
- Дифференциация произношения звуков [C] – [C’] - [З] - [З’].
Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/ текст» происходит на каждом коррекционном занятии. На каждом же занятии даются задания, требующие от ребенка и различных по самостоятельности (а, следовательно, и по трудности) высказываний: сопряженное, отраженное повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.
Таким образом, уже на первых занятиях ребенок имеет возможность правильно проговаривать исправляемый звук в речи различной развернутости, что повышает социально – коммуникативную значимость коррекции, развивает речевые структуры, стимулирует употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, вселяет в ребенка уверенность в собственных возможностях, приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.
Основные требования:
- Индивидуально регулировать длительность занятий;
- Оптимально дозировать коррекционный лексический, грамматический и наглядный материал;
- Сокращать и упрощать или, наоборот, усложнять предлагаемые задания;
- Вводить чтение и письмо для детей, освоивших письменную речь;
- Предлагать задания для самостоятельной отработки;
- Варьировать произносительные задания: речевые игры за столом «Эхо», «Повторялки», «Передай дальше», «Скажи громко» и др.;
- Привлекать различные анализаторы: слуховой, зрительный ( работа перед зеркалом, рассматривание артикуляционных профилей, схемы, буквы, макеты слогов и слов); тактильный (ощущение вибрации голосовых связок ладонью, воздушной струи), кинетический и кинестетический (работа над звуком с закрытыми глазами, имитация артикуляционной позы и движения при помощи рук, физических упражнений и др.);
- Использовать индивидуальные приемы создания положительной мотивации коррекции, стимуляции и поощрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
Календарный план фронтальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения, обучению грамоте и формированию ЛГСР в подготовительной к школе логопедической группе
Календарный план фронтальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения, обучению грамоте и формированию ЛГСР в подготовительной к шко...
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
Методическая разработка...
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...
Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков
Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков...