Программа кружка "Логоритмика"
рабочая программа по развитию речи (средняя, старшая группа) по теме

Никонова Ирина Викторовна

Дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 4-6 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логоритмика310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад № 57»

Принята                                                                                       Утверждена

на педагогическом совете                                                          приказом от __________

протокол № 5                                                                              заведующий

от 28 мая 2015г.                                                                          МДОУ «Детский сад № 57»

                                                                                                        _________________________

                                                                                                                       Сергеева А.Ф.

Дополнительная образовательная программа  кружка

«Логоритмика»

Срок реализации 2 года.

Возраст детей 4 – 6 лет.

Составила: Никонова Ирина Викторовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории.

Петрозаводск

2015г

Содержание

1. Информационная карта

2. Пояснительная записка

2.1  Направленность программы…………………………………………………………………

2.2. Новизна и актуальность программы, педагогическая целесообразность………………...

2.3. Цель и задачи программы……………………………………………………………………

2.4. Отличительные особенности программы…………………………………………………...

2.5. Срок реализации программы………………………………………………………………...

2.6. Возраст детей, обучающихся по программе дополнительного образования…………….

2.7 Форма и режим организации занятий ………………………………………………………

2.8. Ожидаемые результаты и способы определения результативности……………………...

2.9. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования…….

3. Учебно-тематический план кружка «Логоритмика».

3.1. Учебно-тематический план средней группы ( 1-й год обучения)…………………………

3.2. Учебно-тематический план старшей группы ( 2-й год обучения)………………………...

4. Содержание программы.

4.1. Первый год обучения ( дети  с 4 до 5 лет)…………………………………………………..

4.2. Второй год обучения ( дети с 5 до 6 лет)……………………………………………………

5. Методические материалы.

5.1 Обеспеченность материально-техническими и информационно- техническими ресурсами………………………………………………………………………………………….

5.2 Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями…………………………………………………………………………………………

6.Система работы с родителями.

7. Список литературы.

8. Приложение.

8.1. Оценочные материалы…………………………………………………………………….

8.2. Диагностика личностного роста……………………………………………………………

8.3. Мониторинг образовательного процесса…………………………………………………

1. Информационная карта.

1

Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 57»

2

Адрес учреждения

185011,г. Петрозаводск, ул. Лыжная, д.4

Тел.8(8142) 566806

3

Программа утверждена

Приказ от __________

4

Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая программа  кружка

«Логоритмика»

5

Тип программы, на основе чего создана.

Авторская.  На основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009года), пособия Г.А Волковой «Логопедическая ритмика»

6

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

4-6   лет

7

Срок реализации программы

2  года

8

Количество учебных групп, занимающихся по программе

4 группы

9

Сведения об авторе (ФИО, образование, должность, квалификация)

Никонова Ирина Викторовна,

Воспитатель высшей квалификационной категории,

образование высшее.

Характеристика программы

10

Направленность

Социально-педагогическая

11

Цель

Преодоление речевых нарушений у детей  путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

12

Ожидаемые результаты

Улучшаются показатели в развитии физических качеств, сформированы двигательные умения и навыки детей.

У детей сформированы элементарные музыкально-ритмические способности.

Смягчение дефектов речи детей.

2.Пояснительная записка

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь и  

свободное движение под музыку.

И ребенка можно    этому   научить…

А. И. Буренина.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Оно обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни.  У ребенка появляются любимые песенки и стихи.

Усваивать стихотворения и понимать музыкальные произведения помогает чувство ритма.   Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх, которым отводится важная роль в работе по созданию ритмического строя речи.

Поэтому очень важны занятия с детьми логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.  Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Координация движения со словом, в первую очередь, способствует речевому развитию детей.

2.1. Направленность программы. Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует социальной адаптации ребенка с речевым нарушением и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. 

2.2.Новизна и актуальность программы, педагогическая целесообразность.  С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Новизна и уникальность программы заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий, отличной от традиционной. Тематическая направленность  и организационная вариативность программы, использование современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, технологии музыкального воздействия, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, моделирование)  способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в процессе коррекции и развития речи.

2.3 Цели и задачи программы.

Цель - преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи: оздоровительные:

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- развивать дыхание, моторные функции;

- воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений;

- развивать выносливость, гибкость, ловкость, быстроту реакции;

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки, учить двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, быстро реагировать на смену движений;

- развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, выработать   четкость   координированных движений во взаимосвязи с речью;

- формировать пространственные представления и способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;

воспитательные:

- развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

- развивать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма, обучать правилам в различных видах деятельности; 

- создавать на занятиях положительный эмоциональный настрой, атмосферу праздника, радости;

развивающие: - развивать фонематическое восприятие;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать грамматический строй речи, связную речь, формировать словарь детей;

- развивать просодические компоненты речи;

коррекционные: 

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат, умение правильно выполнять артикуляцию звуков;

- развивать голосовой аппарат;

- развивать функции контроля и саморегуляции;

- развивать и совершенствовать основные психомоторные качества (статическую и динамическую координацию, переключаемость движений, мышечный тонус, двигательную память и произвольное внимание) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);

- развивать умение снимать физическое и эмоциональное напряжение.

2.4. Отличительные особенности программы: В отличие от других программ по логопедической ритмике, в которых прохождение одной лексической темы длится от 2 до 4 недель, в данной программе темы занятий совпадают с темами недели по программе детского сада (Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №57» , в основу которой входит основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.), что обеспечивает преемственность между работой кружка и работой воспитателя, объединённой одной лексической темой.  Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе  овладения   детьми  различных  видов  деятельности:  не  только  на  музыкальных  и  физкультурных  занятиях,  но  и  на  занятиях  по  рисованию, конструированию,  аппликации,  развитию  речи, в ходе  подвижных, хороводных,  дидактических  игр  и  игр – драматизаций.

Таким образом, работа ведётся во взаимосвязи: воспитатель – логопед – музыкальный руководитель и продолжается в повседневной непосредственно образовательной деятельности и в ходе совместной деятельности педагога и детей во время режимных моментов. 

Программа также направлена на развитие у детей способности снимать физическое и эмоциональное напряжение.

2.5. Срок реализации программы: 2 года. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе для проведения мониторинга) составляет: первый год обучения (средняя группа) - 76 часов в год, второй год обучения (старшая группа) – 76 часов в год.

2.6. Возраст детей, обучающихся по программе дополнительного образования: 4-6 лет. Средняя группа, старшая группа дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Наполняемость группы для занятий 10-12 человек одного возраста.

2.7 Форма и режим организации занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность: 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, так как занятия являются интегрированными.   Форма занятий: фронтальные. Количество детей на занятиях 10-12 человек. Одежда соответствует роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки.

Каждое занятие проводится в игровой форме. Одна лексическая тема берётся на два занятия (1 неделя). Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Структура занятия. Занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.  Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления движения, с перестроениями, а также со сменой видов движений.  

Основная часть составляет 70-80 % времени логоритмического занятия. Она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

Заключительная часть по времени непродолжительна (10-15%). Заканчивается занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и лёгкого бега.

Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия.

Дети, отвечая на вопросы педагога, ещё раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.

В заключении педагог даёт оценку работы детей на занятии.

2.8. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики, свидетельствуют следующие показатели:

1. Улучшаются показатели в развитии физических качеств: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота реакции; укрепляется костно-мышечный аппарат, происходит выработка правильной осанки, походки; происходит положительная перестройка моторной и дыхательной систем.

2. У детей в достаточной степени сформированы двигательные умения и навыки: умение двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, быстро реагировать на смену движений; выработана   четкость   координированных движений во взаимосвязи с речью, в том числе движений пальцев рук и кистей сформированы пространственные представления и способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.

3. У детей сформированы элементарные музыкально-ритмические способности: способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; формируется положительный эмоциональный настрой.

4. Происходит положительная перестройка речедвигательной и дыхательных систем: сформировано правильное речевое дыхание, способность правильно выполнять артикуляцию звуков; улучшаются показатели слухового, зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия; дети правильно пользуются просодическими компонентами речи, владеют навыком связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения. Дети владеют приёмами снятия физического и эмоционального напряжения. Происходит смягчение дефектов речи детей.

Для отслеживания результатов проводится диагностика - обследование состояния психомоторных и сенсорных функций на начало и конец года, что позволяет уточнить картину психомоторного состояния детей, выявить отставание или улучшение показателей. 

Диагностика проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учёта личных особенностей каждого ребёнка. Используются методы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования.  

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная - в сентябре, итоговая - в мае.

2.9. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования. Открытое занятие для родителей – 2 раза в год (октябрь и апрель). Создание картотек: картотека логопедических игр и упражнений, мультимедиа презентации по темам занятий, конспекты занятий (авторские разработки), видео картотека роликов к темам занятий.

3. Учебно-тематический план кружка «Логоритмика».

3.1. Учебно-тематический план средней группы (1-й год обучения).

Месяц

Неделя

Тема недели

Тема занятия

Количество часов

Сентябрь

        

1

«Здравствуй, детский сад»

1. «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» (вводное)

2. Диагностика

1

1

2

«Любимые игрушки»

1 «Ах, как весело играть!»

2 Диагностика

1

1

3

«Что изменилось осенью»

1 «Путешествие в осенний лес»

2 Диагностика

1

1

4

«Овощи»

1 «Витаминки (овощи)»

2 Диагностика

1

1

5

«Фрукты»

1 «Витаминки (фрукты)»

2 «Во саду ли, в огороде…» (итоговое занятие по теме «Овощи-фрукты»)

1

1

Октябрь

1

«Животные и птицы осенью»

1 «Как животные к зиме готовятся»

2 «Птицы летят на юг»                        

1

1

2

«В здоровом теле здоровый дух»

1 «Здоровей-ка»

2 «Мы со спортом дружим»

1

1

3

«Профессии»

1 «Мы-строители»

2 «Когда я вырасту, стану…»

1

1

4

«Родной край»

1 «В лесу»

2 «К озеру»

1

1

Ноябрь

1

«Мы-пешеходы. Транспорт»

1 «Поезд»

2 «Автобус»

1

1

2

«Комнатные растения»

1 «Цветок»

2 «Лейка»

1

1

3

«Аквариум»

1 «Рыбка»

2 «В аквариуме»

1

1

4

«Что мы умеем»

1«Мы-помощники»

2 «Делай так!»

1

1

Декабрь

1

«Помогаем взрослым»

1 «У бабушки в гостях»

2 «Домовой»

1

1

2

«В декабре, в декабре все деревья в серебре»

1 «Зимушка-зима»

2 «Снежинка»

1

1

3

«Зимние забавы»

1 «На прогулку»

2 «Поиграем в снежки»

1

1

4

«Скоро праздник Новый год»

1 «Новый год к нам идёт»

2 «Ёлочка»

1

1

5

«Кто на праздник к нам придёт»

1 «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

2 «Шкатулка с сюрпризом»

1

1

Январь

1

«Что изменилось зимой»

1 «Раз морозною зимой»

2 «Птицы зимой»

1

1

2

«Зимние чудеса»

1 «Лёд-вода»

2 «Зимний лес»

1

1

3

«Кто живёт в Арктике и Антарктике»

1 «Белые медведи»

2 «Пингвины»

1

1

Февраль

1

«Я люблю свою семью»

1 «Я мамочку люблю»

2 «Мама, папа, я – дружная семья»

1

1

2

«Мы любим свою родину. Петрозаводск»

1 «Прогулка по городу»

2 «Весёлая карусель»

1

1

3

«Былинные герои»

1 «Богатыри»

2 «Мой конь»

1

1

4

«Военные профессии, техника. 23 февраля»

1 «Моряки»

2«Папин праздник»

1

1

Март

1

«Праздник мам и бабушек»

1 «Мамин день»

2 «Испечём пирог»

1

1

2

«Народная игрушка»

1 «Матрёшка»

2 «Свистулька»

1

1

3

«Народные промыслы»

1 «Мастерим игрушку»

2 «Пуховый платочек»

1

1

4

«Фольклор (песни, потешки, сказки)

1 «Ты пляши, пляши, пляши…»

2 «Вышли дети в сад …»

1

1

5

«Что изменилось весной»

1 «Капель»

2 «Подснежник»

1

1

Апрель

1

«Быть здоровыми хотим»

1 «Мама, папа, я – спортивная семья»

2 «На зарядку по порядку»

1

1

2

«Животные и птицы весной»

1 «Весенняя песенка» (птицы)

2 «После зимней спячки» (животные)

1

1

3

«Труд весной»

1 «Соберём урожай»

2 «Наша клумба»

1

1

4

«Главный город нашей родины»

1 «Кремлёвские куранты»

2 «Экскурсия по городу»

1

1

Май

1

«День Победы»

1 «На парад»

2 Диагностика

1

1

2

«День Победы»

1 «Праздничный салют»

2 Диагностика

1

1

3

«Скоро лето»

1 «Насекомые»

2 Диагностика

1

1

4

«В мире всё так интересно»

1 «На лужайке»

2 Диагностика

1

1

Итого:

38

76

3.2. Учебно-тематический план старшей группы (2-й год обучения)

Месяц

Неделя

Тема недели

Тема занятия

Количество часов

Сентябрь

1

Диагностика

1 Диагностика

2 Диагностика

1

1

2

«Мой детский сад»

1 «Мои друзья в детском саду»

2 Диагностика

1

1

3

«Признаки осени»

1 «Листопад»

2 Диагностика

1

1

4

«Куда улетают птицы»

1 «Птички»

2 «Птицы осенью»

1

1

Октябрь

1

«Грибы»

1 «В лес по грибы»

2 «Лукошко»

1

1

2

«Достопримечательности моего города»

1 «Прогулка»

2 «В парке развлечений»

1

1

3

«Мой город - моя малая родина»

1 «На набережной»

2 «Мы любим свой город»

1

1

4

«Профессии»

1 «В магазине»

2 «Шофёр»

1

1

Ноябрь

1

«Во саду ли, в огороде: овощи-фрукты»

1 «Овощи»

2 «Фрукты»

1

1

2

«Комнатные растения»

1 «Поливаем цветы»

2 «Наши зелёные друзья»

1

1

3

«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

1 «Быть здоровым – здорово!»

2 «Надо, надо умываться…»

1

1

4

«Сезонная одежда и обувь»

1 «Дождик»

2 «Что оденем на прогулку»

1

1

5

«Поздняя осень»

1 «Первый снег»

2 «Лёд на лужах»

1

1

Декабрь

1

«Как звери готовятся к зиме»

1 «Зайка»

2 «Ёжик»

1

1

2

«Проказы матушки зимы»

1 «Вьюга»

2 Снег – снежок»

1

1

3

«Приметы зимы»

1 «В зимнем лесу»

2 «Ой, мороз, мороз…»

1

1

4

«Новый год у ворот»

1 «Что за праздник Новый год»

2 «Дед Мороз»

1

1

Январь

1

«История создания стекла»

1 «Разноцветная игра»

2 «Волшебный калейдоскоп»

1

1

2

«Зимние чудеса»

1 «Все деревья в серебре…»

2 «Зимушка»

1

1

3

«Животный мир Крайнего Севера»

1 «Путешествие на Север»

2 Где-то на белом свете…»

1

1

Февраль

1

«Мы любим свою родину. Город Москва.»

1 «Кремлёвские куранты»

2 «По Москве – реке»

1

1

2

«Виды транспорта»

1 «Водный транспорт»

2 «Автомобили»

1

1

3

«23 февраля»

1 «Папин день»

2 «Военная техника»

1

1

4

«Поговорим о маме»

1 «Самая любимая»

2 «Моя кукла»

1

1

Март

1

«8 марта»

1 «Песенка для мамы»

2 «Постираем платочки»

1

1

2

«В гостях у бабушки Федоры»

1 «Весёлые котята»

2 «У печи»

1

1

3

«Русская народная культура»

1 «Широкая масленица»

2 «Ах вы, сени мои, сени…»

1

1

4

«Семейные традиции»

«Что мы любим делать всей семьёй»

2

5

«Моя родословная»

1 «Моя семья»

2 «Семейное дерево»

1

1

Апрель

1

«Признаки весны»

1 «Ветер - ветерок»

2 «Солнышко»

1

1

2

«Изменения в природе»

1 «Бегут ручьи»

2 «Проталина»

1

1

3

«Цветущая весна»

1 «В лесу»

2 «Солнечные зайчики»

1

1

4

«Государственная символика России»

1 «Флажок»

2 «Широка страна моя родная»

1

1

Май

1

«День Победы»

1 «Главный праздник»

2 Диагностика

1

1

2

«День Победы»

1 «Праздничный салют»

2 Диагностика

1

1

3

«Насекомые»

1 «Бабочка»

2 Диагностика

1

1

4

«Лето красное пришло»

1 «Солнышко лучистое»

2 Диагностика

1

1

5

«Что мы умеем»

1 «Весёлые ребята»

2 «Чему мы научились» (итоговое занятие)

1

1

Итого

38

76

4. Содержание программы.

4.1. Первый год обучения (дети 4-5лет)

Общеразвивающие

упражнения

  1. Развивать разные группы мышц ребёнка.
  2. Развивать умение управлять движениями.
  3. Воспитывать правильную осанку.

Общие

речевые

навыки

  1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Обучать детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3.  Формировать диафрагмальное дыхание.
  4.  Работать над просодической стороной речи.
  5. Развивать динамическую сторону общения, эмоциональность, позитивное самоощущение.

Звукопро

изношение

  1. Продолжать разрабатывать речевой аппарат (проведение артикуляционной гимнастики).
  2. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, создавать условия для отработки произнесения шипящих, свистящих и сонорных звуков.
  3. Работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Языковой

анализ и синтез

  1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.
  2. Учить делить слова на слоги.
  3. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.  

Граммати

ческий

строй речи

  1. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа.
  2. Учить преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в множественное число.
  3. Учить согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа, подбирать действий к предметам, проговаривать полученные нераспространенные предложения.
  4. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, подбирать признаки к предметам, проговаривать словосочетания.
  5. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. 
  6. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Учить употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная

речь

  1. Учить составлять простые распространенные предложения.
  2. Обучать умению участвовать в беседе, задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучать описанию предмета, картины; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Формирование словаря

  1. Учить называть предметы и их основные части, их качества и свойства.
  2. Учить подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, отвечающие на вопрос «Что делает?»
  3. Учить подбирать прилагательные к существительным.
  4. Учить правильно использовать обобщающие понятия.
  5. Активизировать в речи антонимы и синонимы.

Мелкая

моторика

  1.  Развивать пальчиковую моторику.

Формирование двигательных умений и навыков

  1. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
  2.  Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

Музыкально-ритмические умения и навыки

  1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
  2. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
  3. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Упражнения на релаксацию

  1. Создавать условия для снятия физического и эмоционального напряжения.

4.2.Второй год обучения (дети 5-6 лет).

Общеразвивающие упражнения

  1. Продолжать развивать костно-мышечный аппарат.
  2. Продолжать развивать умение управлять движениями.
  3. Продолжать работу по воспитанию правильной осанки, воспитывать чувство равновесия, походку, грацию движений.

Общие

речевые

навыки

  1. Продолжить работу над выработкой четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Продолжить работу по обучению детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Продолжить работу по формированию диафрагмального дыхания.
  4.  Продолжить работу над просодической стороной речи.

Звукопро

изношение

  1. Закреплять правильное отчетливое произнесение звуков, учить различать на слух и создавать условия для отчетливого произнесения сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
  2. Продолжать развивать фонематическое восприятие.

Языковой

анализ и

синтез

  1. Продолжать учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.
  2. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
  3. Продолжать учить делить слова на слоги.
  4. Учить выделять ударный слог в слове.
  5. Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, конце слова).

Грамматический

строй речи

  1. Продолжать учить употреблять падежные окончания существительных в единственном и множественном числе.
  2. Учить образовывать и употреблять слова в родительном падеже множественного числа («Один – много»).
  3. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  4. Продолжать учить согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа, подбирать действия к предметам, проговаривать полученные нераспространенные предложения.
  5. Продолжать учить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, подбирать признаки к предметам, проговариваривать словосочетания.
  6. Учить согласовывать существительные с числительными.
  7. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  8. Учить образовывать возвратные глаголы, дифференциировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
  9. Уточнять значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за).  

Формирование

словаря

  1. Продолжать учить называть предметы и их основные части, их качества и свойства.
  2. Продолжать учить подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием.
  3. Продолжать учить подбирать прилагательные к существительным.
  4. Продолжать учить правильно использовать обобщающие понятия.
  5. Продолжать активизировать в речи антонимы и синонимы.

Связная

речь

  1. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.
  2. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (свободный пересказ).
  3. Учить составлять рассказ по картине и серии картин с помощью вопросов.

Мелкая

моторика

  1. Развивать пальчиковую моторику.

Формирование двигательных умений и навыков

  1. Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве, передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;  
  2. Продолжать учить выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
  3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

Музыкально-ритмические умения и навыки

  1. Продолжать развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
  2. Продолжать развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
  3. Продолжать учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Упражнения на релаксацию

  1. Создавать условия для снятия физического и эмоционального напряжения.

5. Методические материалы.

5.1 Обеспеченность материально-техническими и информационно- техническими ресурсами

Индивидуальные зеркала;

стульчики для занятий у зеркала;

дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;

«живые игрушки» (костюмы для переодевания детьми или воспитателем);

коврики для проведения релаксации;

игровые атрибуты;

картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, стишки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, серии сюжетных картинок;

иллюстрации и репродукции;

игры для совершенствования грамматического строя речи;

дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.

пособия для развития мелкой моторики и проведения самомассажа: шарики Су-Джок, резиновые мячи и кольца с шипами, шишки, прищепки, сухой бассейн (фасоль, горох);

картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр, оздоровительной гимнастики;

информационные стенды и папки-передвижки с информацией для родителей;

Техническое оснащение занятий:

Фортепиано.

Проектор, ноутбук, экран.

Компьютер, принтер.

Мультимедиа презентации по лексическим темам, видеоматериалы.

Магнитофон, диски с аудиозаписями (песенки, распевки по темам).

Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен.

5.2 Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.

 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.).

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под ред. Н.В.Нищевой.

«Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

«Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей) О.С. Гомзяк.

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. Е.С. Анищенковой.

Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. О.В.Бурлакиной.

Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей О.А.Новиковской.

Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики Г.А.Хацкалёвой.

Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников, комплект с музыкальным сопровождением (CD) Е.А.Судаковой.

Аудио пособие «Весёлая логоритмика» (серия «Музыка с мамой) Екатерины и Сергея Железновых.

Логопедические распевки, музыкальная и пальчиковая гимнастика и подвижные игры – Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева.

Логопедическая грамматика О.А.Новиковской.

Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников Л.И.Зайцевой, комплект с музыкальным сопровождением (CD-R).

6.Система работы с родителями.

Задачи работы с родителями:

- Вовлекать родителей в образовательный процесс;

-  Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям логопедической ритмикой.

Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.

Формы работы с родителями:

- Посещение родителями открытых занятий ( 2 раза в год);

- Индивидуальные консультации (тематические, консультации о результативности работы)

- Организация тренинга по логопедической ритмике для родителей (1 раз в год);

Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой работе;

Оформление информационных стендов для родителей : рекомендации «Методы и приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях», «Развиваем речь ребёнка вместе» (о способах проведения артикуляционной гимнастики дома); информация о проводимых занятиях, фотовыставка «Так занимаются наши дети».

7.Список  литературы:

  1. Н. М. Савицкая. Логоритмика  для  малышей  4  - 5  лет - С-Пб., Изд-во «Каро»,  2009.
  2. М. Ю. Гоголева. Логоритмика  в  детском  саду. – Ярославль, 2006.
  3. Г.А.Волкова. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2010.
  4. Н.Г. Кононова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., Изд-во «Просвещение», 1982.
  5. О.С. Боромыкова. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – С-Пб., 1999.
  6. М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей.–Изд-во «Академия», 1997.

8.Приложение.

8.1. Оценочные материалы.

Методика исследования психомоторных функций.

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.

Приём: средняя группа -  повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно;

старшая группа - повторить за педагогом движения, за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения.

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений 1 – 3 балла.

Исследование произвольного торможения движений.

Упражнение: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

Приём: средняя группа – остановиться по голосовой команде;

старшая группа – остановиться по хлопку.

Отметить: точность выполнения. 1-3 балла

Исследование статической координации движений.

Приём: средняя группа - стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед, время выполнения —5 секунд;

Старшая группа - стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения — 5 секунд.

Отметить: свободно ли удерживает позы или с напряжением, сильно ли раскачивается из стороны в сторону: балансирует ли туловищем, руками, головой: сходит ли с места или делает рывок в стороны; касается ли пола другой ногой; или иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу. 1-3 балла.

Исследование динамической координации движений.

Приём: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутках между шагами.

Отметить: средняя группа верно ли выполняет со второго - третьего раза; старшая группа верно ли выполняет с первого раза; наблюдается ли напряжение, скованность движения рук и ног или чередование шага и хлопка не удается. 1-3 балла.

Прием: выполнить подряд плавные приседания. Не касаться пятками пола, выполнять только на носках.

Средняя группа – три приседания;

Старшая группа – четыре приседания.

Отметить: правильно ли выполняет; с напряжением или раскачивается, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается или становится на всю ступню. 1-3 балла.

Исследование распределения внимания.

Приём: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Средняя группа – повторить один раз;

Старшая группа – повторить два раза.

Отметить: единовременно ли выполняет, точно ли, плавно ли. 1-3 балла.

Исследование координации движений.

Приём: выполнить движения — ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.

Средняя группа – повторить один раз;

Старшая группа – повторить для каждой ноги.

Отметить: точность, плавность выполнения. 1-3 балла.

                                        Исследование переключаемое движений.

Прием: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

Средняя группа – в медленном темпе;

Старшая группа – в быстром темпе.

Отметить: своевременно ли выполняет, выполняет ли задание с первого, второго, третьего раза; не выполняет задания 1-3 балла.

Исследование наличия или отсутствия движения.

Прием: предложить поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Средняя группа – по подражанию;

Старшая группа – по словесной инструкции.

Отметить: наличие (отсутствие) движения; выполняет ли задание с первого, второго, третьего раза; не выполняет задания. 1-3 балла.

Исследование пространственной организации движения.

Прием: повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого угла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движение справа; то же слева.

Средняя группа - по подражанию;

Старшая группа - эти же задания по словесной инструкции.

Отметить: ошибки в пространственной координации — незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения. 1-3 балла.

Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Прием. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз); сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (игровое упражнение «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5—6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и, наоборот, третьи на вторые (5—6 раз).

Средняя группа: по подражанию;

Старшая группа: по словесной инструкции.

Отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет пробы и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет педагога); невыполнение; наличие леворукости. 1-3 балла.

Исследование орального праксиса.

Исследование объема и качества движений губ. 

Приём: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

Средняя группа: по подражанию;

Старшая группа: по словесной инструкции.

Отметить: правильно ли выполняет; каков диапазон движений; наличие содружественных движений; наблюдается ли чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений. 1-3 балла.

Исследование объема и качества движений мышц щек.

Прием: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Для всех возрастных групп.

Отметить: правильно ли выполняет; напрягается ли противоположная выпяченная щека; удается или не удается изолированное надувание одной щеки. 1-3 балла.

Исследование объема и качества движений языка.

Приемы для всех возрастных групп.

По подражанию: показать язык «жалом», удержать на три счета. Показать язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (по цокать) языком.

Отметить: правильно ли выполняет; точен ли диапазон движения языка; наблюдаются ли в мышцах содружественные движения; как движется язык: неуклюже, неточно, всей массой, медленно; удается или не удается движение.1-3 балла.

Исследование произвольной мимической моторики:

Исследование объема и качества движения мышц лба.

Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Средняя группа: по подражанию;

Старшая группа: по словесной инструкции.

Отметить: правильно ли выполняет, или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), или движение не удается. 1-3 балла.

Исследование объема и качества движений мышц глаз.

Прием для всех возрастных групп.

По словесной инструкции: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: правильно ли выполняет, или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается. 1-3 балла.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Средняя группа: 3-4 позы;

Старшая группа: 6 поз.

Отметить: правильно ли выполняет указанные выше мимические позы, или мимическая картина нечеткая, или движения не удаются. 1-3 балла.

Исследование продолжительности выдоха.

Прием для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: какова продолжительность выдоха, укорочен ли выдох. 1-3 балла.

Исследование темпа движений.

Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Средняя группа: показ в замедленном темпе;

Старшая группа: показ в нормальном темпе.

Отметить: нормальный темп, замедленный или ускоренный.

Методика исследования сенсорных функций.

Исследование слухового внимания.

Прием: показать, какой предмет прозвучал; барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.

Средняя группа: 3-4 звука для каждого приёма, лёгких для узнавания;

Старшая группа: 5-6 звуков для каждого приёма, более сложных для узнавания.

Отметить: наблюдались ли ошибки в восприятии услышанного — неправильно ли называли звучащий инструмент, определялось ли направление звучания. 1-3 балла.

Исследование музыкального слуха.

Прием: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни.

Средняя группа – исполнить без музыкального сопровождения;

Старшая группа – исполнить с музыкальным сопровождением, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого.

Отметить: каков музыкальный слух: абсолютный, относительный или не развит вообще. 1-3 балла.

Исследование восприятия музыки.

Прием: прослушать и затем определить услышанное — марш, пляска, колыбельная.

Средняя группа: 3 произведения;

Старшая группа: 5 произведений.

Отметить: умение определять контрастную музыку.

Исследование звуковысотного слуха.

Прием: определить, как звучал колокольчик: выше ли ниже («пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку).

Средняя группа: определить высокий и низкий звуки в пределах сексты – “до”-“ля”;

старшая группа: определить высокий и низкий звуки в пределах кварты – “до”-“фа”.

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда и расстояние между звуками. 1- 3 балла.

Исследование тембрового слуха.

Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударные (барабан, бубен), духовые (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнные (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Средняя группа: сравнить звучащие инструменты различных групп;

Старшая группа: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты. 1-3 балла.

Исследование динамического слуха.

Прием: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно».

Средняя группа: педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: «сильно» — «слабо»;

Старшая группа: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет его на инструменте.

Отметить: различают ли испытуемые звучание инструмента. 1-3 балла.

Исследование ритмического чувства.

Приём: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок.

Средняя группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение);

Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).

Отметить: наблюдались ли ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе повторялся ритмический рисунок, в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом; нарушалось ли количество элементов в данном ритмическом рисунке. 1-3 балла.

Исследование певческого диапазона голоса.

Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например, на звук [«а»] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов.

Оценка. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного и сенсорного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного и сенсорного развития каждого занимающегося логоритмикой.

Карта-таблица. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: плохое выполнение - 1 балл; среднее выполнение - 2 балла; хорошее выполнение - 3 балла. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.

8.2.Диагностика личностного роста.

Педагог:

      Фамилия, имя ребенка:

      Дата проведения диагностики: ___________

Содержание

Приём

Начало года

Конец года

8.3. Мониторинг образовательного процесса.

Сводная таблица

мониторинга   результатов освоения детьми программы дополнительного образования «Логоритмика» за весь период обучения

         Период обучения

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1-й год обучения (дети 4-5 лет).

2-й год обучения (дети 5-6 лет)

всего

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...