Родительское собрание: «Подготовка детей с недостатками речи к школе»
консультация по логопедии на тему
Данная консультация поможет родителям сформировать у ребёнка речевую готовность к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Речевая готовность ребёнка к школе
Наиболее значимым для ребёнка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- Хорошее физическое развитие ребёнка;
- Развитый физический слух;
- Развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- Нормальное функционирование ЦНС;
- Владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- Коммуникативная деятельность, готовность совместно с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из 3-х звуков типа ауи, анализ обратного слога гласный-согласный типа ап; слышать и выделять 1-й и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться о игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (наруш. чтения).
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или по артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; твердых-мягких; р-л).Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и др. предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, наблюдается недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками, самостоятельное высказывание в пределах обиходно-бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "подготовка детей к школе"
Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе по подготовке ребенка к школе. проводится в форме круглого стола в присутствии учителей, набирающих первые классы...
Родительское собрание "Подготовка детей к школе"
Родильское собрание проводится за круглым столом....
Родительское собрание "Подготовка детей к школе"
Алгоритм проведения родительского собрания в подготовительной группеЗадачи: Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.Анализ стереотипов родительского поведения. Вырабат...
Родительское собрание "Подготовка детей к школе"
Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же педагога одни дети успешны, а другие не могут усвоить учебный материал. С этой целью и проводятся родительские собрания с разъяснениями...
Презентация к родительскому собранию "Подготовка детей к школе"
Знакомит родителей с критериями готовности ребёнка к школе.Анализ стереотипов родительского поведения. Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе...
Родительское собрание "Подготовка детей к школе".
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самосто...
Презентация на родительское собрание "Подготовка детей к школе"
Что же является важным в подготовке к школе? Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе: ü Физическийü Нравственныйü Психологиче...