Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
статья по коррекционной педагогике на тему
Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно и его личность в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_monologicheskoy_rechi_v_sisteme_logopedicheskoy_raboty.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Сазонова Татьяна Ивановна,
учитель-логопед
ГБДОУ д/с №18 компенсирующего вида
г. Санкт-Петербург
Поиск направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи связан с изменениями требований к содержанию и характеру дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей:
- лексической стороны,
- грамматического строя речи,
- произносительной стороны речи,
- связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности,
- практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной монологической речи.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического строя, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (внимания, памяти, воображения) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить значение слов.
Таким образом, под связной речью подразумевают развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Развитие связной речи включает решение других частных задач обучения родному языку:
- Словарную работу: обширный запас слов, умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно.
- Формирование грамматического строя: умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, правильно и используя грамматические формы рода, числа, падежа.
- Воспитание звуковой культуры речи: речь должна быть внятной, четкой, выразительной.
К основным методам обучения связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинкам и др.) и устному сочинению по воображению.
В зависимости от психологической основы детских рассказов, в педагогической литературе выделяют:
- рассказы по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинкам и пересказ)
- рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей)
- рассказы по воображению или творческое рассказывание.
Кроме того по форме детские рассказы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию – на фактические и творческие.
Используя научно-практические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для формирования речи у детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии.
Первый вид обучения рассказыванию – пересказ литературно-художественного произведения. Работа по обучению детей пересказу занимает значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно прежде всего правильно отобрать тексты для пересказа. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях черты личности. Тексты подбирают доступные детям по содержанию, близкие по опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию.
В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить такие как «Умей обождать» К.Д.Ушинского, «Скучная шуба» Л.Е.Улицкой, рассказы Е.Пермяка, сказка «Рукавичка» и т.д.
Обучение рассказыванию по картинам.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др
В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изобра-
жением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в преде
лах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Игры на детской
площадке», «Зимние развлечения» и др.). Такие картины дают возможность
составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам,
что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообще
ния по всей картине.
Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным карти
нам, в которых на первый план выступает изображение места действия,
предметов, события, определяющих общую тематику картины («Ледоход»,
«Река замерзла», «Мост через реку» и др. из тематических серий картин
О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).
Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изоб-
ражающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии
картинок по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Гриб», «Тигр и зайчики»
и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), иллюстративный материал
В.В. Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение зада-
ний: составление рассказов по сериям картинок с изображением отдель-
ных, «ключевых» моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена
(серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» — по сюжетам Н. Рад-
лова, сюжетные серии из пособия Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше и др.).
Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумывани
ем детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и др
Описание пейзажной картины.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.); «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины); «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением и др.
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте.
На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять «действенную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним-двумя детьми на наборном полотне (штативе). По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок.
На втором занятии они поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам педагога или данному образцу).
Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа-описания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины из тематической серии В.А. Езикеевой («Зима», «Весна») и др. В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.). При составлении ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: «А теперь расскажи о березках, какие они» и т.п.
Комплексно-тематическое планирование работы по развитию связной речи на основе лексических тем в подготовительной к школе группе
Литература
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР
Конспекты фронтальных занятий логопеда.
- Бородич А.И. Методика развития речи детей –М., 1974
- Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи//Развитие речи учащихся. Ученые записки/ ЛГПИ им Герцена Лениздат, 1971
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практикующего логопеда)
- Глухов В.П., Труханова Ю. А. Наши дети учатся рассказывать: Наглядно-дидактический материал для обучения детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002
- Гомзяк О. С. Учебно-методический комплект М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
- Куцина Е., Созонова Н. «Учимся рассказывать о временах года» с. 70. – Екатеринбург ООО «Издательский дом Литур», 2009
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповыхлогопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.,»ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008
- Теремкова Н.Э. «Я учусь пересказывать» ч.3. – СПб.,ООО «ИЗДАТЕОЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
КИНЕЗИТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
В настоящее время происходит большое увеличение числа детей, имеющих сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в связи с чем, вопрос...
Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей,...
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом пов...
Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....