Памятка для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики"
методическая разработка по логопедии на тему

Иванова Дарина Александровна

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_melkaya_motrika.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОМАШКА» ГОРОДА ФУРМАНОВА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ –ЛОГОПЕД

ИВАНОВА Д.А.

Игры на развитие мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебная шкатулка

Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования

Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

 Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

 Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.

 Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

 Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Опять мимо!

Игра развивает мелкую моторику и координацию движений

Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.

 После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

 Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.

 С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.

 Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...»

Игра развивает мелкую моторику, обучает счету

Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

 Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.

Входит и выходит

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.

 Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.

 Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».

 Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Учимся пересыпать

Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.

 Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

 Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.

 Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Бусы

Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.

 Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!

 Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.

 Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.

 Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.

 А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

 Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

 Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

 Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

Сортируем макароны

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.

 Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».

 Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.

 Помогите ребенку справиться с заданием.

Поезд из катушек

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия

Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

 Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.

 Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.

Узоры

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.

 Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

 Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Лабиринт для карандаша

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений

Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.

 Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.

 Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.

 Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.

Лабиринт для пальчика

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

 Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.

 Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.

 В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.

 Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).

 На дорожки приклейте разную крупу.

 Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.

Попробуй расстегни

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).

 Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.

 После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.

 Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Узоры из пуговиц

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка

Необходимый инвентарь: разноцветные пуговицы разных размеров.

 Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму.

 Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые — то есть научится классифицировать предметы по одному признаку.

 В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их.

 Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики.

В час по чайной ложке

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой», «полный»

Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки.

 Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой.

 Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Аппликация

Способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

 Научите ребенка делать картинки в технике аппликации.

 Покажите, как нужно намазывать вырезанные фигурки клеем и приклеивать их на бумагу. Давать ножницы в руки ребенку двух лет рановато, поэтому сначала вырезайте фигурки сами.

 Ближе к трем годам уже можно показать ребенку, как вырезать из бумаги, и позволить ему делать это самостоятельно.

Гусеница

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

 Вырежьте из цветной бумаги кружки. Вместе с ребенком приклейте их на лист бумаги один за другим так, чтобы получилась гусеница.

 Пририсуйте гусенице усики и лапки.

Первый аквариум

Игра способствует развитию мелкой моторики, учит основам классификации предметов по размеру

Необходимый инвентарь: 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей.

 Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок — аквариум. Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нем водоросли. Поясняйте ребенку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках.

 А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселить их в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберет рыбок и разместит их на листе.

 Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается.

 Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте его содержимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "23 способа развития мелкой моторики"

Памятка для родителей - какими способами можно развивать мелкую моторику ребенка....

Памятка для родителей "Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников".

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников....

Памятка для родителей "Упражнения для развития мелкой моторики"

Перечень игр для развития мелкой моторики ребенка...

Памятка для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики в быту».

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела....

Памятка для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"

В памятке собраны игры на развитие мелкой моторики детей с использованием доступных материалов, которые всегда есть под рукой....

Памятка для родителей. "Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода"

laquo;Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»Современные «бирюльки»Когда-то на Руси была игра «бирюльки»: крохотные деревянные пре...

Памятка для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста"

Предлагаю вашему вниманию памятку для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен и интересен, как родителям, та...