Развитие фонематического восприятия
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы – голос человека, голос своего – голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv.fonem_.vospriyatiya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия
Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы – голос человека, голос своего – голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.
Таким образом, развитие фонематических процессов делится на несколько разделов. Только после успешного усвоения одного раздела можно переходить к следующему.
Восприятие и различение неречевых звуков
Развитие слухового внимания
Примеры упражнений.
- «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.
- «Послушай, о чем говорит улица». Предлагаем послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Осуществляем зрительный контроль.
- «Узнай шум». Определение на слух бытовых шумов, реально производимых и(или) в записи: звук телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание бумаги и т.д.
- «Звуки природы». Прослушаем вместе с ребенком запись голосов животных и птиц, звучание шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки ит.д. соотносим звуки с картинками.
- «Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и т.д.) и предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку отгадать, что звучит.
- «Волшебные коробочки». Подготовим два набора непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3-7). Заполним их различными материалами: горох, гречка, сахар, песок, скрепки, нарезанная бумага.
Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и знакомиться с ее содержимым.
Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.
- «Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа – слева – сзади – спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).
- «Жмурки с погремушкой». Вначале демонстрируется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.
- «Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.
- «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребенок должен прислушаться и определить, в каком он месте спрятан.
- «Музыкальные инструменты». Демонстрируем ребенку звучание различных инструментов: барабан, дудочка, бубен, труба, гитара и т.д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.
- «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» - бубен звенит – свободная ходьба; «дождик» - постукивание по бубну – присесть на корточки.
Различение звуков, издаваемых тихо – громко
Примеры упражнений.
- «Барабан». Прячем игрушку и просим ребенка найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
- «Зайчики». Сажаем на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький – тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.
- «Далеко – близко». Имитируем звук приближающегося и удаляющегося предмета (поезд, машина, самолет и т.д.). ребенок должен определить на слух, далеко или близко предмет.
- «Тихо – громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.
Развитие чувства ритма
Примеры упражнений.
- «Сосчитай удары». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1 – 3 удара и просим сосчитать их.
- «Сделай, как я». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу ритмические рисунки, просим повторить их: I – II, II – I, I – III, III – I, II – III, III – II. Усложненные рисунки: I – II – III, II – I – III, I – III – II, III – I – II, II – III – I, II – III – II и т.д. Рисунки воспроизводятся одной, другой рукой, хлопками, ногами.
- «Кошка и котенок». Предлагается послушать и посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара (II) – котенок, 3 удара (III) – кошка. Простой вариант: II – II – II или III – III – III – III. Усложненный вариант: II – II – III – II, III – III – II – III – II и т.д.
- «Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут производиться громко (акцентировано) и тихо. Предлагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать (воспроизвести) их: I – III – II, III – II – I, II – II – III и т.д.
- «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Просим ребенка прослушать рисунки и записать их. Другой вариант – по записанному рисунку надо его воспроизвести.
Хорошую помощь логопеду на этом этапе работы могут оказать занятия ритмикой или танцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...