Артикуляционный практикум для родитлей
методическая разработка по логопедии на тему

Повышение компетентности родителей по вопросу развития артикуляционной моторики ребёнка в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnyy_praktikum_.doc948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

 «Мой веселый язычок»

Подготовила    

Головина Евгения Михайловна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад

 комбинированного вида №77»

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу развития артикуляционной  моторики ребёнка в домашних условиях.

Задачи:

- информировать родителей о значении артикуляционной гимнастики;

- познакомить с правилами выполнения гимнастики;

- научить правильно выполнять артикуляционные упражнения;

- стремиться установить доверительные отношения с родителями;

- формировать у родителей  позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;

- способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование: зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Подготовительная  работа:

За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме;
  • приглашение родителей на собрание (плакат-объявление)

Теоретическая часть

   Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей и     научимся некоторым приемам развития речи.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференциация  этих движений развиваются у ребенка постепенно. 
    
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Логопед:

- Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Практическая часть

1. Логопед:

- Я  предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют упражнения)

Окошко

широко открыть рот - "жарко"

закрыть рот - "холодно"        

Чистим зубки

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы        

Месим тесто

улыбнуться

пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)        

Чашечка

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки"

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)        

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы        

Маляр

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо        

Грибочек

улыбнуться

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу        

Киска

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы        

Поймаем мышку

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)        

Лошадка

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)        

Пароход гудит

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."        

Слоник пьёт

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

"набирать водичку", слегка при этом причмокивая        

Индюки болтают

языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."        

Орешки

рот закрыт

кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

на щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

Качели

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы        

Часики

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой        

Блинчик

улыбнуться

приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу        

Вкусное варенье

улыбнуться

открыть рот

широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу        

Шарик

надуть щеки

сдуть щеки        

Барабанщик

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."        


Парашютик

на кончик носа положить ватку

широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх        

Загнать мяч в ворота

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)        

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

Рот – домик, губы – двери.

А кто живёт в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живёт Весёлый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немного шалунишка

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»).

Наш Весёлый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперёд,

Тут немного отдохнёт.

(Упражнения «Часики», «Змейка»).

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошёл гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнения «Улыбка», «Жало», «Стрелочка»).

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(Упражнения «Лопаточка», «Качели»).

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение «Заборчик»).

Гвоздик, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в    зубы, многократно повторяя «т-т-т».

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр»).

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

- Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол»).

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошёл домой.

Дверь он запер  на замок.

Лёг в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка»).

Логопед:

- Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков.

Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Логопед предлагает родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 1)

Сказка о Весёлом Язычке

        Жил-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки

        

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губу справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - решил Язычок.

        

Итог

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Логопед знакомит родителей с литературой по теме и вручает памятку «Зарядка для язычка».  (Приложение 2)

                                                                                                           Приложение 1

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

— Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

                                                                                                    Приложение 2

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

1. «УЛЫБКА». В улыбке широко растянуть сомкнутые губы, не поджимая их. Зубы не видны. Удерживать под счёт до 5 (далее до 10).

2. «ЗАБОРЧИК». Широко улыбнуться. Верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счёт до 5 (далее до 10).

3. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать под счёт до 5 (далее до 10).

Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «УЛЫБКА» - «ТРУБОЧКА».

Упражнения для языка

Статические упражнения для языка:

 «ЛОПАТКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе».

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ПАРУС». Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении

под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Динамические упражнения для языка:

«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«КОНФЕТКА». Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБКИ». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз).Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз. 

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык  вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю губу по кругу.                                                                                                                            «ДЯТЕЛ». Боковые края широкого языка плотно прижимать к боковым зубам, кончик языка стучит в альвеолы, произнося звук «Д-Д-Д». Рот удерживаем в открытом состоянии на ширине 2 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Артикуляционная гимнастика"-практикум.

Данная презентация поможет в проведении первого практического родительского собрания, а также в работе с воспитателями....

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данный файл содержит информацию для родителей - как правильно, эффективно и интересно делать дома артикуляционную гимнастику.Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляцион...

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

семинар - практикум для родитлей "Веселая кинезиология"

Кинезиология – эта наука изучающая развитие головного мозга через движение всех мышц человеческого тела в тесной взаимосвязи с эмоциональным состоянием. Основная ее идея: Раз...