Автоматизация звука(Л)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Индивидуальное занятие. Самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_indiv_zan_zv_l_samoanaliz.docx598.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Подготовила и провела учитель-логопед Захарова Е.А.

ТЕМА: Автоматизация звука «л».

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить представление о правилах артикуляции и характерных особенностях звука «л».

        2. Развитие общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

        3. Развитие артикуляционной моторики.

        4. Развитие силы голоса.

        5. Формирование сильной длительной воздушной струи.

        6. Развитие фонематического слуха.

        7. Автоматизация звука «л» в слогах, словах, предложениях, в тексте.

        8. Развитие функции звукового анализа и синтеза.

        9. Закрепление названий диких и домашних животных.

        10. Согласование местоимений твою, твое, твой, твои с          

             существительными.

        11. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

Зеркало; профиль артикуляционный; карточка для изолированного произнесения звука и развития силы голоса; картинки с изображением диких и домашних животных; игрушка – белка, мелкие игрушки: лодка, белка, слон, лошадка, вешалка, велосипед, кошка, лампа; трафарет «Белка», карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.

    Сегодня, когда ты шла в садик замерзла? На улице было холодно или жарко?

   Покажи, как ты замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике –

   расслабилась.

2. А теперь давай разогреемся еще и сделаем массаж:

    Руки растираем                                      (потирать ладони)

    И разогреваем                                        (хлопаем в ладоши).

    И лицо теплом своим нежно умываем   (ладонями проводить по лицу      

                                                                     сверху вниз).

    Пальчики сгребают все плохие мысли     (граблеобразными движениями  

                                                  проводить пальцами от середины лба к вискам),

     Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

     Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

     А потом руками трогаем мы щечки.

3. Артикуляционная гимнастика.

 А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.

     Жил весёлый язычок          (губы в улыбке)

     Запирался на крючок         (язык загнуть вверх)

     Хоть один он проживал, никогда не унывал.

     Утром рано просыпался,

     За зарядку принимался.

     Поднялся вверх, опустился вниз   («Качели»)

     И еще раз повтори.

     Спинку он свою загнул     (прикоснуться к верхней губе)

     А затем он начал бег

     Тут совсем не до утех        (по нёбу вперед-назад водить языком).

     Притомился язычок,

     Даже заколол бочок          (лёг отдохнуть «Лопаточка»)

     Умываться он пошел,

     Щетку в ванной он нашел,

     Зубы чистил                       («Почистим зубы»)

      Губы мыл                          (гладить губы из стороны в сторону)

      Рот полоскал                     (имитация полоскания ротовой полости),

     А умылся – засверкал.

4.  Упражнение на дыхание и на развитие общей моторики.

    Вышел язычок на улицу, а там ветер

    Ветер дует нам в лицо,           (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)

    Закачалось деревцо                (наклоны туловища вправо- влево)

    Ветер тише, тише, тише          (дуть махи руками в лицо – слабая струя)

    Деревце все выше, выше         (потянуться, руки вверх).

5.  Изолированное произнесение звука «л». 

   Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).

     И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.    

    Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:

      Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.

     По бокам от языка воздух пробирается.

     «Л» получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

   Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.

   Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.

   ( одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)

 6. Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:

            - гласный или согласный

(согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).

            - глухой или звонкий (звонкий,  потому что говорим его голосом).

   7. Автоматизация звука «л» в слогах.

       Пошел язычок дальше. Стало ему весело, и он запел песенку:

          ла-ла-ла-ла                                         ал-ал-ал-ал

ло-ло-ло-ло                                        ол-ол-ол-ол

лу-лу-лу-лу                                        ул-ул-ул-ул

ала-ала-ала-ала                                 оло-оло-оло-оло    

(прошагать слоги пальцами по «кнопочкам»).

   8.  Развитие мимики. (физминутка)

Идет язычок дальше и встретил: (выкладываются картинки) медведя, лошадь, слона, белку.  Удивился (мимика – удивление), собаку, волка и испугался (испуг), кошку, белку и обрадовался (радость).

   9.  Развитие фонематического слуха.  Игра «Поймай звук».

А теперь послушай еще раз, кого он встретил и хлопни в ладоши, когда услышишь звук «л».

    10. Закрепление названий диких и домашних животных.

- Скажи, а тех, кого встретил язычок как можно назвать одним словом? (животные). А животные какие бывают (дикие и домашние). Отдели диких животных от домашних.

11. Автоматизация звука «л» в словах и предложениях. (Упражнение на согласование  местоимения с существительным).

- Язычку больше всех понравилась белочка. Белка попросила помочь ей найти ее игрушки. Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук «л». (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).

 Игра «Чья? Чьи? Чью?»:

Нужно сказать: Я нашла твою…  твоего…  твои…

 12. Звуко-слоговой анализ слова с графической записью.

     Составить схему слова белка, определить, сколько слогов, найти место звука «Л»  в  слове.

 13. Автоматизация звука «л» в тексте.

Белка говорит тебе спасибо, она пойдет домой. Давай скажем, где у белки дом.

Искала белка ствол с дуплом.

Дупло у белки – это дом.

14. Развитие мелкой моторики.

      Обвести по трафарету «Белку» и заштриховать.

15. Итог.

     С каким звуком мы сегодня работали?

     Кто приходил в гости?

     Понравилось тебе занятие?

  C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2956.JPG           C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2939.JPG

  C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2941.JPG           C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2949.JPG

  C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2957.JPG           C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2961.JPG

                                  C:\Users\ASUS\Desktop\IMG_2964.JPG

Самоанализ занятия на тему:

 «Автоматизация звука (Л)»

 На занятии присутствовал ребенок  подготовительной группы  с речевым диагнозом ОНР 3 уровня. Занятие соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Занятие состоит из 15 этапов, которые взаимосвязаны и последовательны между собой. На занятии были использованы игры, что повысило внутреннюю мотивацию ребенка  к коррекционно- образовательному процессу. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у ребенка интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание его  к изучаемому звуку.

На этапе характеристики звука реализуются следующие задачи:- уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;- показывается профиль звука на рисунке;- уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;- находится образное сравнение звука (самолет летит: ллллл)- определяется их место в звуко- буквенном городе ( в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).  

 Основной задачей этапа автоматизации звука в слогах и слоговых сочетаниях является развитие слухо-речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов сочетается с развитием интонационной выразительности и движения.

На этапе автоматизации звука в словах решаются следующие задачи:

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- уточнение и расширение лексического запаса;

- овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти, тактильных ощущений;

- овладение звуко-слоговым анализом.

Для решения этих задач подобран речевой и наглядный материал.   Для развития фонематических представлений проводится игра «Поймай звук».

В работе по обогащению словаря  выставляются картинки и определяется родовая группа (дикие или домашние животные), что способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала - слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова),- развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка (Игра «Чей? Чья? Чьи?» способствует согласованию местоимения с существительными.

 На этапе физминутки решаются следующие задачи:

- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Физминутка  проведена в форме психофизической гимнастики, где ребенок мимикой, жестами и движениями изображал состояние животных. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение.  

Цель занятия была доведена до ребенка, была  понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту  и были подобраны с учётом  индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).

Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом.

Задачи занятия реализовывались с помощью репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, проблемного методов обучения. 

На протяжении всего занятия у ребенка  поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент.  Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.  Ребенок  проявлял положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.  Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой и все они работают над выполнением единой цели, что способствует выполнению поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....