Консультация для родителей: "Сегментарно-рефлекторный массаж"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
В материале кратко рассмотрено актуальное состояние проблемы нарушения речи у детей младшего возраста, связь ее с психическим здоровьем, развитием ребенка и его адаптацией в обществе. В качестве коррекции нарушений речи предложен детально разобранный логопедический массаж, прошедший аппробацию на протяжении 4-х лет при применении индивидуально и в группе. Отдельное внимание уделено взаимодействию с родителями, что является ключевым аспектом успеха в достижении результата и общим "философским" подходом современного понимания воспитательного процесса.
Желаем успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сегментарно-рефлекторный массаж | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад 116 комбинированного вида
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
Тема. «Сегментарно-рефлекторный массаж для развития речи 6-7 летних детей».
Воспитатель: Широкова Валентина Викторовна.
Г. Санкт-Петербург.
2015.
Тема. «Сегментарно-рефлекторный массаж для развития речи 6-7 летних детей».
Формулировка проблемы. В современном обществе увеличивается количество детей с нарушением речи, что связано с накапливающейся неблагоприятной наследственностью, невыполнением рекомендаций врача во время беременности, недостаточным вниманием как к физическому, так и психическому (душевному) здоровью своих близких, а также другими факторами. Это обусловлено во многом ростом темпа жизни, увеличением ответственности граждан за благополучие своей семьи, необходимостью социальной адаптации при произошедшем снижении патернационалистской функции государства. Вместе с тем, речь это один из важнейших способов коммуникации ребенка с окружающим миром, возможность довести свои мысли и идеи. Навыки коммуникации жизненно важны для взаимодействия с другими индивидуумами, для развития взаимоотношений, для познания и участия в совместной трудовой деятельности. Исправление речевых нарушений увеличивает потенциал ребенка к самостоятельности и улучшает качество его жизни.
Предложенный проект вносит вклад в одну из фундаментальных задач педагогического образования заключающегося в формировании у родителей мировоззрения необходимых, ответственных участников воспитания своего ребенка вместе с образовательным учреждением.
Конкретная задача состоит в вовлечении родителей в активную работу по коррекции речи детей с применением сегментарно-рефлекторного массажа, в достижении положительных результатов и демонстрации эффективности скоординированных усилий родителей и образовательного учреждения на примере решения проблемы умеренного нарушения речи.
Обоснование методики. Для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него движения пальцев рук и их тактильную чувствительность. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за речевую функцию и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг к другу. Следовательно, поступающие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук стимулируют активность расположенных по соседству речевых зон. В практической работе с детьми этот факт подтверждается. На самом деле, мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием пальчиковой моторики у каждого ребёнка. Кроме того, у детей, имеющих какие-либо поражения центральной нервной системы, очень часто отмечаются нарушения мышечного тонуса пальцев рук. Поэтому одной из важных задач коррекции моторной области является нормализация мышечного тонуса. Для развития движений пальцев рук, их тактильной чувствительности, а также для нормализации мышечного тонуса очень эффективным средством является массаж и самомассаж.
Рекомендуемая методика массажа.
Начинаем с правой руки.
1. Поглаживаем от запястья к локтю.
2. Крутим вокруг запястья.
3.Разминаем большой палец от запястья к ногтю.
4.Разминаем по тыльной стороне ладонь между 3 и 4пальцем.
5. Растираем внутреннюю сторону ладони.
6.Растираем тыльную сторону ладони.
7. Начинаем с мизинца, от ногтя винтообразно массируем пальцы.
8. Все пальцы.
9.Оттягиваем кожицу между пальцев, начинаем от ногтя.
10. Отгибаем большой палец к запястью.
11. Массируем кончики пальцев.
12. Общее поглаживание от локтя к запястью.
Левая рука - аналогично.
Лицо.
1. От середины лба спиралевидными движениями к вискам. 1раз.
2. Круговые движения по всему лбу. 9 р.
3.Вокруг глаз 9р.
4. От кончика носа вверх круговыми движениями тремя пальцами
5. Поглаживания носа к щекам.
6. Нажать в середине носа и держать 10сек.
7. Погладить носовые складки.9р.
8. Разминаем верхнюю губу, нижнюю и обе.
9.Массируем щеки.
10. Поглаживание щек.
11. Провести по контуру щеки. 9р.
12.Подбородок размять и погладить.9р.
13. Шею погладить.
14. Оттоки глаз.
Рекомендации: Массаж проводится 10 дней при последующих 10 днях перерыва. Продолжительность – три месяца до подведения промежуточных итогов.
Ожидаемые результаты. 1). Значительное улучшение качества речи детей. 2). Ожидается, что при стимулирующей и координирующей роли воспитателя родители образуют заинтересованную группу с периодическим обсуждением результатов, остающихся проблем и совместным поиском решения с учетом накапливающегося опыта участников и рекомендаций воспитателя.
Контроль результатов. В качестве средств объективного контроля продвижения в решении проблем с речью и сопутствующего интеллектуального развития детей предусматривается сравнительная аудио-видеозапись выполнения определенных заданий, тестов, шаблонов в опорных временных точках.
В выполнении проекта педагогу предлагается опираться на разработки [1 - 4].
Разработанный проект основан на опыте выполнения автором логопедического массажа в течение трех лет в образовательных учреждениях и в семье. Автор уверен, что исключительная важность вовлечения родителей [5] существенна не только при значительных речевых нарушениях.
Литература:
1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.
2. Васичкин В. И. Сегментарный массаж. — СПб., 1997. -187 с.
3. Шафеева А. А. Использование логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе, http://festival.1september.ru/articles/520725/
4. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с
5. Speech and language therapy, MyChild at cerebralPalsy.org.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Элементы оздоровительного массажа"
Элементы самомассажа для детей и их родителей в целях общего оздоровления организма....
Консультация для родителей "Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы"
Консультативный материал для родителей детей с ОВЗ...
Консультация для родителей "Детский игровой массаж".
Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. В семье или детско-родительской группах иг...
Консультация для родителей: "Значение логопедического массажа в работе с детьми"
Здесь кратко описано понятие "логопедического массажа", о видах.Материал будет полезен учителям-логопедам,родителям....
Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"
Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...
Консультация для родителей "Зачем необходим массаж стоп?"
Консультация для родителей "Зачем необходим массаж стоп?"...