Консультация для родителей "Гимнастика и массаж"
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Гимнастика и массаж.
Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию - особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В конечном итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения среды.
Отсутствие или ограничение движений особенно неблагоприятно сказывается на растущем детском организме.
Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, при этом усиливается деятельность сердца и легких. А поскольку кровообращение у ребёнка интенсивнее, чем у взрослых, становится понятным значительный эффект от физических упражнений именно в детском возрасте.
Особенно благотворно физические упражнения воздействуют на нервную систему. Недаром говорят, что гимнастика мышц – это прежде всего гимнастика нервов. У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена.
По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему педиатр так подробно расспрашивает родителей, когда и как ребёнок начал держать головку, поворачиваться, ползать, стоять, ходить. Правильное физическое развитие одновременно способствует и умственному развитию.
Гимнастические упражнения с ребёнком второго года жизни позволяют решить следующие задачи:
- Научить малыша правильно ходить. Годовалый ребёнок нередко теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом. Полноценные самостоятельные шаги у малыша появляются после развития координации движения рук.
Для формирования у ребёнка правильной ходьбы нужно приучить его ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, то есть учить ходить по ограниченной по бокам поверхности (ходьба по скамейке, доске, дорожкам шириной от 10-30 см. (рис.1).
- Воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить ребёнка ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определённую высоту (от 1,5 – 2 см в начале второго года жизни до 15 – 20 см – в конце). Чем выше поверхность, тем она должна быть шире;
- Избежать плоскостопия. Правильному формированию стопы способствует ходьба босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик (рис.2);
- Формировать правильную осанку. Этому способствует подлезание под различные предметы (скамью, палку, верёвку, обруч), расположенные на высоте 25-30 см, упражнения на поднятие прямых рук (рис. 3,4);
- Воспитывать координацию движений (вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы и другие упражнения (рис. 5,6);
Большое внимание нужно уделять так называемым общеразвивающим упражнениям.
Проводя гимнастические упражнения с ребёнком старше одного года, придерживайтесь следующих правил:
- старайтесь включать в работу все группы мышц (спины, живота, плечевого пояса, рук, ног);
- чередуйте упражнения и отдых;
- меняйте исходное положение ребёнка (стоя, сидя, лежа на животе, спине).
С детьми от года до полутора лет занятия физкультурой желательно проводить после второго сна, через день. Их длительность должна составлять 8-10 минут.
Нельзя проводить занятия сразу после болезни ребёнка (после ангины в течение 10 дней, после пневмонии – в течение 20 дней), если малыш болен, плачет.
Одежда для занятий не должна затруднять движений, например, это могут быть маечка и трусики. Заниматься гимнастикой лучше босиком. Комнату перед занятием нужно проветрить.
При выполнении ребёнком упражнений внимательно следите за его дыханием. Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом, в то время как хорошее, глубокое дыхание улучшает кровообращение. Физические упражнения ускоряют обменные процессы в организме, улучшают усвоение питательных веществ, повышают аппетит. Кроме того, активное занятие взрослого с ребёнком способствует формированию речи малыша.
Занимаясь с ребёнком гимнастикой, помните и о том, что в этом возрасте у детей ещё слабый опорно-связочный аппарат стопы, поэтому спрыгивание с высоты может вызвать деформацию свода стопы.
Дети второго года жизни с удовольствием выполняют все гимнастические упражнения, воспринимая их как интересную игру. «Игровое» звучание можно придать любому гимнастическому упражнению, например, предложив ребёнку «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птичка».
В развитии ребёнка второго года жизни важную роль продолжает играть массаж.
Массаж благотворно влияет не только на тот участок тела, на который производится непосредственное воздействие, но и на весь организм. Массаж улучшает тканевый обмен веществ, совершенствует регуляцию кроветворения, усиливает кровообращение. Кожа становится упругой, мышцы – эластичными.
Детям второго года жизни делают следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрация.
Поглаживание – легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью руки. Поглаживание усиливает общий обмен веществ, оказывает успокаивающее действие.
Растирание – более интенсивное поглаживание. Оказывает положительное воздействие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, повышается их эластичность и сократительная способность.
Разминание – прием, аналогичный растиранию. Но при разминании происходит ещё более глубокое воздействие на организм.
Похлопывание – ряд коротких ритмичных похлопываний, поочерёдно совершаемых тыльной стороной сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.
Вибрация – движения, вызывающие легкое ритмичное сотрясение тела ребёнка. Применяется преимущественно при массаже чересчур упитанных малышей.
Основным видом массажа для детей раннего возраста является поглаживание, начинающее и заканчивающее комплекс. Массировать ребёнка нужно легко и нежно. Во время массажа рук и ног им следует придать состояние наибольшего покоя (легкое полусгибание). Массаж рук производится в направлении от кисти к плечу и подмышечным впадинам, массаж ног – от стопы к паховой области. При массаже ног избегают толчков в области коленного сустава, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота надо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины – поясницу (область почек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Влияние массажа рук на интеллектуальное развитие дошкольника"
Массаж для развития пальцев рук.Игры, упражнения для подготовки руки дошкольника....
Консультация для родителей. Аурикулярный массаж.
Несколько упражнений аурикулярного массажа для детей....
Консультация для родителей "Точечный массаж"
Массаж может заменить любое лекарство в мире, но все лекарства в мире не заменят действия массажа. Тиссо, французский клиницист...
Консультация для родителей :"Точечный массаж как профилактика простудных заболеваний"
В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведен...
Консультация для родителей " Точечный массаж"
Данный материал можно использовать на закаливающих процедурах...
Консультация для родителей "Точечный массаж"
Консультация для родителей ...
Консультация для родителей "Точечный массаж"
Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сдел...