Составление индивидуальной программы развития ребенка с ФФН, занимающегося на логопункте ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Федотова Ольга Юрьевна

Пример составления индивидуальной программы ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, занимающегося на логопункте, сроком на 1 год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление индивидуальной программы  развития ребенка с ФФН, занимающегося на логопункте ДОУ

На логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад и имеющие следующие логопедические заключения:         фонетическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие.                

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение учебного года. По итогам логопедического обследования разрабатываются направления коррекционно-развивающей работы по преодолению ФН и ФФН у воспитанников в соответствии с программными требованиями и с учетом возрастных и личностных особенностей детей, состояния их речи.

Пример составления индивидуальной программы ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, занимающегося на логопункте, сроком на 1 год.

    Индивидуальная программа развития  ребенка

Ф.И. ребенка: ___________

Возраст: 5 лет 8 мес.

Логопедическое заключение: ФФН. Стертая форма дизартрии

           По данным логопедического обследования: речь смазана, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, недостаточный уровень сформированности связной речи.

Цель программы: формирование произносительных навыков, фонематических процессов,  связной речи и высших психических функций у ребенка  во время индивидуально-коррекционной работы.

Задачи:

  • коррекция дефектов звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • формирование слоговой структуры слов;
  • формирование просодической стороны речи;
  • развитие связной речи – умения строить рассказ по сюжетной картине;
  • активизация внимания, памяти, мышления.

Сроки реализации программы: 1 год.

Содержание логопедической работы

1. Коррекция звукопроизношения.

 Подготовительный этап:

  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
  • Упражнения на развитие общей и мелкой моторики средствами интегративных физкультурно-речевых занятий.
  • Игры с мелкими предметами (мозаика, пуговицы и пр.).
  • Раскрашивание, штриховка, прохождение лабиринтов.
  • Развитие мимики: формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
  • Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка-хоботок», «Печем блины».
  • Артикуляционные упражнения для языка: «Горка», «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Чистим зубки», «Фокус», «Дятел», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Формирование произносительных умений и навыков:

  • Постановка звуков в следующей последовательности: [Ш], [Л], [Р], [Рь].
  • Автоматизация звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
  • в слогах ([Л] – начиная с обратных, остальные – с прямых. [Р] автоматизируется в проторном состоянии);
  • в словах ([Р] может автоматизироваться в проторном состоянии, обязательно перейти к раскатистому произнесению);
  • в предложениях;
  • в спонтанной речи.
  • Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам: [С-Ш], [Л-В] (остальные по необходимости).

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

  • Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
  • Узнавание звука на фоне ряда звуков.
  • Узнавание звуков на фоне слова.
  • Определение первого гласного и согласного звука в слове.
  • Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
  • Определение последовательности звуков в слове.

3. Развитие слоговой структуры слов.

  • Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность гласных звуков.
  • Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность слогов.
  • Формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слов.

4.  Коррекция связной речи:

  • Составление картинно-графических планов.
  • Пересказ знакомых текстов по картинному плану.
  • Составление описательных рассказов по лексическим темам.

5. Развитие ВПФ:

  • Развитие мыслительных операций, сравнения, обобщения, анализа.
  • Установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.
  • Совершенствование зрительно-моторной координации.

Учитель-логопед                                    ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ"

Разработка индивидуальной комплексной программы, повышение компетентности, творческого потенциала  учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов...

Материал для стендов и памяток для родителей детей, занимающихся на логопункте.

Предлагаю материал для просветительской работы с родителями (можно использовать в стендах, папках-передвижках, памятках)....

Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...

Образец журнала движения детей, занимающихся на логопункте ОУ .

Образец журнала движения детей, занимающихся на логопункте ОУ ....

Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...