"Речевые игры для детей раннего и младшего возраста с массажным кольцом и шариком"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Существует пять чувств познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок- массажеров, нами разработана система развивающих игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhok_dlya_malyshey_s_igrami.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА
Су-джок - терапия
в логопедической работе с детьми раннего и младшего возраста
МАДОУ «Детский сад №390»
учитель-логопед высшей категории
Константинова Е.Г
Актуальность
Какова роль родного языка в развитии ребенка? «Конечно, огромная!» - скажете вы. Именно родной язык помогает нашим детям познавать окружающий мир и является средством общения. Те дети, которые не получили в раннем возрасте определенное речевое развитие, с большим трудом в дальнейшем наверстывают упущенное. Именно в этом периоде ребенок должен самостоятельно пользоваться словами, проявлять интерес к увиденному и услышанному.
Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей раннего возраста. Не секрет, что в этих группах в основном заботятся о создании комфорта. А ведь именно в раннем возрасте закладываются основы грамотной, четкой, выразительной речи, и ведется работа по развитию интереса ко всему, что нас окружает.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, принимая участие в играх, у нас сложилось определенное представление об их речевом уровне развития. Выяснилось, что не все дети одинаково овладевают речью. Речь у большинства детей этого возраста характеризуется бедностью словаря, несформированностью фонематического слуха, связной речи, у них нарушен грамматический строй, речевое дыхание, страдает звукопроизношение. Страдает и сенсорное развитие детей: более 50% не называют цвет, форму, величину предметов.
Наши наблюдения показали, что только у 55% детей данного возраста речевое развитие соответствует норме. У остальных наблюдается задержка речевого развития.
Одним из направлений педагогической работы по развитию речи детей раннего и младшего возраста является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.
От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребенка. Чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.
Нас заинтересовали нетрадиционные формы работы с детьми раннего и младшего возраста. Смогут ли они оправдать наши надежды?
Су-джок терапия – одна из них. «Это лучшая система самооздоровления, обладающая высокой эффективностью, безопасностью и простотой!» - доказывают корейские ученые.
«Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа. Для лечебного воздействия необходимо используют только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
Мы используем Су-джок -массажеры - массажные шарики в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи.
Приемы работы по использованию Су-джок-массажеров
Массажный шарик
(выполняются каждой рукой)
Учить:
- Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке.
- Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый сверху ладошкой правой руки и наоборот.
- Сжимать и разжимать шарик в кулачок.
- Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика.
- Надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
- Удерживать колючий шарик тремя пальчиками (большой, указательный, средний)
- Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации
- Прокатывать колючий шарик по ладошке круговыми движениями в разные стороны
- Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз
Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.
Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь.
Существует пять чувств познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок- массажеров, нами разработана система развивающих игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.
Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц мелкой моторики, и конечно, развитию речи.
Использование Су-джок терапии помогает открывать новые методы и приемы, что в свою очередь способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию таких сторон языковой системы, как фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь.
Цель:
Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии для закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей раннего и младшего возраста.
Задачи:
- Продолжать развивать в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух, связную речь с использованием Су-джок - массажеров;
- Использовать пять чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус в овладении приемами работы Су-джок - массажеров;
- Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память.
Для реализации задач выбираем следующие формы работы с использованием пяти чувств познания - слух, зрение, осязание, обоняние, вкус:
- формирование фонематического слуха;
- различение цвета, формы, величины, поверхности предмета;
- развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки;
- работа над правильным речевым дыханием;
- развитие вкусовых ощущений.
Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
- Словесные (потешки, стишки, сказки)
- Игровые (игра, игровые упражнения)
- Наглядные ( предметные картинки, схемы, иллюстрации)
- Практические (массаж кистей, пальцев рук)
Су-джок терапия проводится поэтапно:
1 этап:
Знакомство с Су-джок - массажерами и правилами его использования
( терапевтическая сказка ) см. Приложение 1
2 этап:
Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи (серия терапевтических сказок ) см. Приложение 1
3 этап:
Самостоятельное использование колючих шариков в игре.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
Сроки реализации: комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть развивающей работы педагога с детьми раннего и младшего возраста в рамках общеобразовательной программы в течение учебного года.
Результативность
Результаты мониторинга: в 2012-2013 учебном году было обследовано 18 детей раннего и младшего возраста ( 2,5 – 4 года).
При систематическом использовании комплексов речевых игр с Су-джок массажёрами, наблюдается положительная динамика в развитии речи у 78% детей: к концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой, простым предложением, согласовывая слова по роду, числу; у детей сформировался фонематический слух, они научились в играх дифференцировать громкие и тихие звуки, называть правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступали в речевые контакты с педагогом и близкими людьми.
В результате использования игр с элементами Су-джок терапии:
- Развивается речь, внимание, память, мышление, необходимые для становления учебной деятельности.
- Развивается моторный праксис (общая и мелкая моторика)
- Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
В дальнейшем планируется продолжать работу по развитию речи детей в играх с элементами Су-джок массажеров.
Комплексы речевых игр и упражнений можно рекомендовать логопедам, воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям
Игротека речевых игр
для детей раннего и младшего возраста с элементами
Су-джок терапии в логопедической работе
Система игр и упражнений разделена на комплексы, основана на работе 5 чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Форма организации – индивидуальная, подгрупповая.
Первый комплекс: «Ушки на макушке»
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
Игра: «Громкий звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки
Игра: «Шариком по столу стук, если слышишь тихий звук»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки. Развивать слуховое внимание, речь.
Игра: «Телеграфисты»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки. Развивать слуховое внимание, ритм.
Игра: «Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка»
(зарычит собака, замычит корова, закукарекает петушок и т.д.)
Второй комплекс: «Глазки-краски»
Игры и упражнения на закрепление и различение цвета, величины, формы, поверхности предмета
Игра: «Найди свой домик»
Цель: Соотносить цвет шарика- массажёра со цветом коробки-домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.
Игра: «Непослушные ежата»
Цель:: Соотносить цвет шарика - массажёра со цветом коробки- домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.
Игра: «Красный шарик кати – слово говори»
Цель: Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, согласовывать словосочетания прил.+сущ. по роду
Игра: «Исполни моё желание»
Цель: Развивать слуховое внимание, память. Закреплять в речи названия цвета, величины, поверхности шариков.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Учить составлять описательный рассказ по мнемодорожке (с помощью наводящих вопросов). Закреплять в речи названия цвета, величины, поверхности шариков.
Третий комплекс: «Послушные пальчики»
Игры и упражнения на закрепление приемов работы с Су-джок - массажерами и на развитие мелкой моторики.
Упражнение: «Поиграй с колючим шариком»
Цель: Закрепить в словесных упражнениях основные приемы работы с массажным шариком Су-джок
1.Я на левую ладошку колючий шарик положу
Покатаю, покатаю и к ладошечке прижму
Я на правую ладошку колючий шарик положу
Покатаю, покатаю и к ладошечке прижму
2.Я в своих ладошках шарик покатаю
Вверх-вниз, вверх-вниз пальчики считаю
На правой руке:1,2,3,4,5
На левой руке: 1,2,3,4,5
(ладони поставить перед собой вертикально, при счете прокатывать шарик по каждому пальчику вверх-вниз)
3.На ладошку шарик положу
Крепко в кулачок его сожму
Подержу и разожму
Шарик всем я покажу
(играем с правой, а затем с левой рукой)
Упражнение: «С шариком играем, команды выполняем»
Цель: Учить выполнять словесную инструкцию педагога – соотносить слово с действием. Развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику.
Упражнение: «Делай, как я»
Цель: Развивать произвольное внимание, мелкую моторику.
Упражнение: «Волшебное колечко»
Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать память, внимание , мелкую моторику.
Упражнение: «На каком пальчике колечко»
Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать память, внимание, мелкую моторику.
Игра: «Веселая прогулка»
Цель: Прокатывать массажный шарик по дорожкам различной конфигурации. Развивать связную диалогическую речь (составлять простое предложение из 2-3 слов), интонацию.
Четвертый комплекс: «Носиком вдыхаю,
через ротик выдыхаю»
Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания
Игра: «Под каким деревом сидел ёжик»
Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над правильным дыханием
Игра: «Помоги ежатам собрать урожай фруктов»
Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над правильным дыханием.
Пятый комплекс: «На зубок проверяй и вкус называй»
Игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений
Игра: «Витамины для ежат»
Цель: Определять по вкусу кислые и сладкие фрукты. Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными.
Игра: «Мамины помощники»
Цель: Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными. Определять по памяти вкус фруктов.
Игра: «Заготовки на зиму»
Цель: Определять по памяти вкус фруктов. Активизация словаря по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Игры на формирование речевого восприятия у детей раннего и младшего возраста»
Весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, так как умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение...
Дидактические игры для детей раннего и младшего возраста
Дидактические игры«Тучки и капельки», «Солнышко»на развитие элементарных математических представлений(сенсорное развитие).Комплекс игр для детей от 2х лет....
Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период
Картотека игр для детей в адаптационный период...
Обучение подвижной игре для детей раннего и младшего возраста "День-ночь"
Цель: развивать интерес к подвижным играм.Задачи: развитие быстроты реакции; развитие ловкости; развитие координации движений; развитие вним...
Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста
Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста....
Картотека дидактических игра для детей раннего и младшего возраста
картотека дидактических игр...
Методическая разработка речевых игр для детей раннего и младшего возраста с массажным кольцом и шариком
Цели использования Су-Джок терапии: Коррекция речевых нарушений и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Задачи:- Опосредованно стимулиров...