Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей-логопатов с ФФН
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей-логопатов с ФФН с приложением перспективного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot_po_tem1.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт по теме «Система работы по развитию мелкой моторики рук».
Ежегодно осенью мы посещаем школы города, в которых учатся выпускники нашего сада. Мы узнаём результаты адаптации и успешности в обучении. И каждый раз учителя указывают на низкий уровень развития мелких мышц рук у детей. Дети, поступающие на логопункт, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений. Проведя в начале учебного года диагностику и проанализировав результаты диагностики, которую я провела с детьми – логопатами в начале учебного года, пришла к выводу, что действительно 25% детей испытывают затруднения при выполнении заданий на мелкую моторику рук.
Анализ проблемы выявил причины обнаруженных фактов:
- отсутствие системы комплексного развития мелкой моторики рук;
- отстранённость родителей от проблемы развития мелкой моторики рук;
- нескоординированность действий всех участников педагогического процесса по устранению возникшей проблемы.
Поставила перед собой цель: создать условия для развития мелкой моторики рук. Для того, чтобы найти наиболее эффективные средства развития мелкой моторики рук, изучила и проанализировала методическую литературу: Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», И. Светлова «Развиваем мелкую моторику». Но многие авторы для развития мелкой моторики рассматривают только один из примеров. Решила создать собственную систему, включающую в себя пальчиковые игры, массаж, самомассаж, игры с мячами и шарами, кинезиологические упражнения, логоритмику, штриховку, обведение по контуру, раскраску и др.
Поставила следующие задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Развивать точность движения руки, гибкость, ритмичность.
- Развивать память, восприятие;
- Преодолевать скованность и неуверенность в выполнении заданий.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и примеры обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно сформировали игротеку.
«Пальчиковый игротренинг».
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковый театр.
Развитие графической моторики.
- Рисование по трафаретам.
- Рисование по фигурным линейкам.
- Штриховка.
- Раскрашивание.
- Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
- Работа в занимательных прописях для школьников.
Эффективность в работе невозможна без предметно – развивающей среды. Подобрала различный материал: мячи, шарики, мелкие игрушки, лекала, раскраски, пальчиковый бассейн, карандаши, персонажи пальчикового театра. Деятельность по развитию мелкой моторики проводила регулярно, используя разные формы работы: на индивидуальных, подгрупповых занятиях, работе в паре. Коррекционно – логопедическую работу строила с учётом индивидуальных и образовательных потребностей каждого ребёнка. Как показывают исследования учёных, кинезиологические упражнения позволяют создавать и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, поэтому я стала активно использовать элементы кинезиологии. На занятиях применяла упражнения: «Кулак – ладонь», «Оладушки», «Кулак – ребро – ладонь». В результате использования этих упражнений у детей появилась смелость, желание справиться с трудностями при самостоятельном выполнении заданий. Многие дети – логопаты использовали затруднения в умении удерживать карандаш, ложку. Плохо ориентировались на листе бумаги, не видели клеточки. Поэтому, создавая свою систему работы, включила приёмы, которые подготавливают руку к письму. Подобрала раскраски, по лексическим темам… Детям очень нравилось работать над заданиями по обведению контура, штриховке. Включила в систему работы и упражнения с мячами, шариками, так как они развивают мелкую моторику, общую, помогают развивать умения ориентироваться в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции. Работу по реализации системы развития мелкой моторики проводила сначала на логопедических занятиях, где в течение всего учебного года ребята с большим интересом выкладывали бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штриховали и раскрашивали, обводили трафареты, рисовали на песке и на манной крупе пальчиками. После ознакомления воспитателей с системой развития мелкой моторики предлагала им использовать разработанные приёмы, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Воспитатели активно включились в работу по развитию мелкой моторики у детей. Дети с удовольствием работали с мозаикой, конструировали из кубиков, занимались шнуровкой, лепили из пластилина, теста. На заседании ПМПк ДОУ с музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре разработали комплексный план работы с детьми - логопатами низкого уровня развития мелкой моторики. Поначалу дети часто испытывали затруднения в выполнении многих упражнений пальчиковых игр, штриховке. Упражнения отрабатывали постепенно, дети выполняли их с моей помощью, а по мере усвоения, переходили к самостоятельному выполнению. Чтобы заинтересовать детей выполнять штриховку, кинезиологические упражнения использовала приёмы мотивации, интриги, сюрпризы, шутки, создавала проблемные ситуации. Оценку правильности выполнения упражнений давала ясной и понятной для ребёнка, она давала для него информацию о его успехах.
Оценка была:
- в форме эмоционального отношения;
- в форме поощрения;
- отметки – символы.
Пальчиковые игры, пальчиковый театр являются эффективными способами коррекции речи детей. Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме даёт наибольший эффект. Проговаривание стихотворений одновременно с движением обладает рядом преимуществ. Вместе с тем дети с трудом проговаривали скороговорки в сочетании их с пальчиковыми играми. Пришла к мысли о необходимости использования дополнительного времени для работы с детьми. Решила организовать кружок «Весёлая риторика». Цель кружка: формировать правильное речевое дыхание, развивать умение сочетать речь и движения пальцев; память, восприятие. Свои достижения дети демонстрировали, принимая участие в различных конкурсах чтецов, проводимых в МДОУ. Развитие ручной умелости, артистизма показывали через пальчиковый театр. Взаимодействие с родителями – одна из основ успешной деятельности учителя – логопеда. Для успешной работы в реализации системы применяю разнообразные ФОРМЫ:
- Индивидуальное консультирование;
- Родительские собрания;
- Использование различных средств;
- Выставки.
Обязательно учитывала мнение родителей, их пожелания относительно прогресса ребёнка. При диагностировании результатов развития мелкой моторики, которую проводила в форме игры, на конец года были следующие результаты:
параметры | Начало года | Конец года | динамика | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
Выполнение инструкций | 24 | 46 | 25 | 39 | 46 | 15 | +10 |
Выкладывание фигур по образцу | 28 | 52 | 20 | 36 | 52 | 12 | +8 |
Заштрихуй картинку | 24 | 48 | 28 | 27 | 58 | 15 | +13 |
Нарисуй узор | 22 | 45 | 23 | 33 | 55 | 12 | +11 |
Таким образом, количественные данные указывают на то, что системная работа по развитию мелкой моторики способствовала достижению положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Влияние развития мелкой моторики на становление красивой, грамотной речи"
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации дви...
Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».
Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в умственном развитии.
Проблема несформировонности мелкой моторики у детей очень актуальна в работе с детьми нашего центра....