Речевое развитие в организации педагогической деятельности в ДОУ
методическая разработка по логопедии на тему
Развитие речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_seminar.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Сказка» с. Становое
для педагогов
(на педагогическом совете)
Учитель-логопед:
Пыхалова Ю.А.
С. Становое
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ.
Задачи:
- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов;
- в игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме речевого развития детей.
Ход семинара
(слайд 3)
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
- Эмоциональный настрой. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами собрались на очередном педагогическом совете. Очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга открытой, доброй улыбкой и вспомним слова из песни Владимира Шаинского «Улыбка».
- От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
- Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
- Теоретическая часть. Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.( слайд 4)
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи родителей, педагогов, и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его
речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет
исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
(Предложить педагогам разделиться на 2 команды) (слайд 5)
Раздел 1. Слово
Задание 1. Произнесите слова с правильным ударением:
1 команда –досуг, документ, искра, кашлянуть , облегчить, предложить, алфавит, баловать, договор, звонишь, завидно, красивее, каталог, квартал
2 команда - водопровод, обеспечение, торты, ходатайство, жалюзи, свёкла, столяр, облегчить, премировать, включим, средства, принудить, оптовый, щавель.
Задание 2.
Словесная карусель
Командам дается карточка, в которой на одной стороне написано слово к
которому надо подобрать синонимы, а на другой стороне написано слово, к которому надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Красивый- хороший прекрасный, великолепный
Аплодисменты-хвала, похвала, одобрение, слава
Афиша-объявление, реклама, анонс
Мысль- афоризм, догадка, изречение, мнение
Миновать-избавляться, пропускать , проходить
Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный
Громкий – тихий.
Кислый-сладкий
Раздел 2. Пословицы и поговорки (слайд 6)
Задание 1. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить предложение.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
- Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
Задание 2. ( слайд7)
Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард.
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь.
/шила в мешке не утаишь/
Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская).
/Тише едешь, дальше будешь./
Молчаливый рот - золотой рот.
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает.
/Язык до Киева доведет/
Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее (английская).
/Баба с воза, кобыле легче./
После обеда приходится платить ( Тибет)
/Любишь кататься- люби и саночки возить./
Мы уже говорили с вами, что речь педагога должна быть грамотной, эмоционально
насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.
Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"
Упражнение выполняется в кругу каждый участник группы получает карточку, на
которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа справа: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
1. Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
2. Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
3. Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
4. Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
5. Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
6. Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Раздел 3. Стихи (слайд 8)
Задание 1. «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:
Каждой группе нарисовать мнемотаблицу для разучивания стихотворения
Задание 2.
Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой
существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжѐнности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная
зарядка» при помощи движений.
Раз – присядка (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс,
Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх) –
Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к
голове, изобразить уши зайца).
А лисята как проснутся (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трѐм
руками глаза – просыпаемся,
Любят долго потянуться (потягиваемся,
Обязательно зевнуть (зеваем и прикрываем ладонью рот,
Ну и хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону) .
А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)
И легонечко подпрыгнуть (прыжки) .
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть,
Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу,
То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой,
Долго топчется на месте (переступаем с одной ноги на другую) .
А кому зарядки мало (разводим руки в стороны перед собой) –
Начинаем всѐ сначала (руки на пояс!
Факторы успешного речевого развития (слайд 9)
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребѐнка, ответы на все его «почему».
(слайд 10)
Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ организации педагогической деятельности по освоению детьми содержания ОО «Художественно – эстетического развития» в подготовительной группе
Материал по анализу по усвоению ОО " Художественно - эстетического развития" в подготовительной группе...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...
«Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
Сообщение из опыта работы, посвященное развитию личностных качеств дошкольников-логопатов....
Транслирование педагогического опыта. Конспект по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности в средней группе
Конспект по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности в средней группе по сказке «Колобок»....
«Организация работы ДОУ по речевому развитию в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Существует множество форм работы с педагогами: семинары, дискуссии, деловые игры, мастер-классы и многое другое. Наряду с данными формами, в нашем детском саду мы применяем практические семинары, где ...
Опыт организации педагогической деятельности развития детей дошкольного возраста посредством бизиборда
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у малышей. Именно поэтому, сегодня существует такое разнообразие всевозм...